Характеристика кадастрового учета земельных участков

Земельный кадастр

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Что такое земельный кадастр

Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • землеустройства;
  • экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Структура

Создание государственного земельного кадастра является важной сферой деятельности Росземкадастра. Одной из первоочередных задач Росземкадастра в данной области является подготовка нормативных и методических документов, направленных на развитие системы государственного земельного кадастра России. В целях обеспечения единых технологий и подходов к созданию кадастра разработаны документы, обеспечивающие проведение единой государственной политики в данной сфере. Унификации земельного кадастра способствует разработка единого состава и структуры документов и кадастровых данных, иерархическая структура которых определяется системой классификаторов, специально разрабатываемых для целей ведения государственного земельного кадастра.

Земельный кадастр городских территорий является составной частью государственного земельного кадастра (ГЗК). При этом специфика городских земель определяется в несколько раз более высокой стоимостью этих территорий по отношению к другим категориям, в связи с высокой степенью их урбанизации (вложенных капитальных затрат). При социалистической системе планирования экономики фактор стоимости земель игнорировался, и, как следствие, приводил в вопросах землепользования к волюнтаристским, спонтанным решениям.

В отличие от кадастра сельскохозяйственных земель, который действительно был достаточно развит, дифференцировавшего все земли по системе бонитетов, ни классификационные признаки, ни система оценки городских земель до последнего времени не существовали. Более того — утвержденная и введенная в действие «Система классификаторов для ведения Государственного земельного кадастра» содержит около 100 видов целевых назначений земель сельхозназначения, и только 7 — для земель поселений (причем 2 — только для земель сельских населенных пунктов). Подобный низкий уровень структуризации с одной стороны является положительным фактором, так как расширяет возможные сферы деятельности на земельных участках, с другой стороны не позволяет учитывать степень рентабельности того или иного вида деятельности, и в связи с этим резко сужает востребованность кадастровой информации.

Методика оценки земель сельхозназначения утверждена Постановлением Правительства РФ, что повышает ее статус, методика оценки городских земель — Приказом Росземкадастра, что сужает сферу применения до отраслевой).Применение западного опыта реализации городских кадастровых систем в России практически невозможно, в связи с тем, что в их основе лежит рыночный механизм установления кадастровой стоимости, у нас, в отсутствии института частной собственности, определить реальную рыночную стоимость земельных участков невозможно.

Функции

Если на федеральном уровне основными задачами кадастра являются: фискальная составляющая, сбор статистической отчетности и продвижение государственной земельной политики на территорию, то кадастр населенного пункта имеет большое значение для органов местного самоуправления в целях оперативного управления территорией, планирования, контроля за использованием земельных ресурсов, контроля за рынком земли. Также система кадастрапозволяет на своей базе создавать градостроительный кадастр, который разрабатывается с учетом перспектив развития города.

Государственный градостроительный кадастр — государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Основой государственного градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр.

Градостроительный кадастр позволяет реализовать стратегию развития города, заложенную на определенный срок, например, стратегия «зеленый город», стратегия выноса промышленных гигантов с территории города и т.д. Также на базе земельного и градостроительного кадастров может разрабатываться генеральный план города.

Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных цен на землю, что важно для пополнения бюджета, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей и недвижимостью прежде всего в сфере ипотечного кредитования.

Создание городского кадастра позволяет обеспечить интересы физических и юридических лиц, которым кадастровая информация необходима для инициируемых ими действий в сфере гражданского оборота земли (купля — продажа, дарение, завещание, ипотека и т. д.), а также для информационного обеспечения предпринимательской деятельности банков, страховых компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и др., а также интересы органов государственной власти и местного самоуправления: государственная защита прав землепользователей; массовая кадастровая оценка земель в целях налогообложения. Систему земельного кадастра необходимо рассматривать как элемент инфраструктуры города, обеспечивающий создание единого экономического пространства в условиях рыночной экономики, без которого невозможно развитие инвестиционного процесса.

Понятие и общая характеристика государственного земельного кадастра

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документальных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Обязательному государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков
. При проведении государственного кадастрового учета земельный участок становится объектом правоотношений, объектом недвижимости.
Назначение земельного кадастра — обеспечение правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов
.
Порядок осуществления функции ведения государственного земельного кадастра регулируется Федеральным законом от 2 января 2022 г
. «О государственном земельном кадастре».
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
1) государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
2) государственного контроля за использованием и охраной земель;
3) мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
4) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) землеустройства;
6) экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
7) установления обоснованной платы за землю;
8) иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ;
2) непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;
3) открытости сведений
. государственного земельного кадастра;
4) сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В Федеральном законе «О государственном земельном кадастре» установлен также принцип обязательности государственного кадастрового учета земельных участков
. Этот принцип по содержанию вносит дополнения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые допускают государственную регистрацию прав на земельный участок, даже если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка. Императивная норма Федерального закона «О государственном земельном кадастре» об обязательности государственного кадастрового учета земельных участков ведет к бездействию указанных правовых норм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.

 Апрель 7, 2010, полночь

  • Главные советы по покупке загородного участка
    Как выбирать, торговаться и заранее понять, что за жизнь вас ждет в поселке. Ассортимент предложения на загородном рынке очень велик. Так, по данным ИРН-Консалтинг, только в сегменте газифицированных участков без подряда насчитывается более четырех сотен поселков. Поселков без газа, которые ...  2989 /  Апрель 12, 2016, 7:26 п.п.
  • Право собственности на земельный участок
    Статьей 218 ГК РФ установлены основания для при обретения права собственности на имущество как имеющее собственника, так и не имеющее. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной …  5685 /  Окт. 6, 2015, 7:54 д.п.
  • Административная ответственность в Земельном Законодательстве
    Согласно Кодексу РФ об административных право нарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2022 Г., вступившему в действие с 1 июля 2022 Г., административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное ) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое …  2832 /  Авг. 12, 2015, 9:50 д.п.
  • Аренда земельного участка
    Право предоставления земельного участка в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. При предоставлении земли в аренду в качестве арендодателя договор подписывает или собственник, или лицо, им управомоченное, или лицо, …  4936 /  Авг. 12, 2015, 9:36 д.п.
  • Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта
    Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в определенном порядке. 1. Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. 2. Про ведение работ по ...  3279 /  Фев. 11, 2015, 6:42 д.п.
  • Особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
    Общими правилами ЗК РФ установлено (ст. 36 ЗК РФ), что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные …  3757 /  Фев. 11, 2015, 6:34 д.п.
  • Кто может иметь землю в собственности
    В соответствии со СТ. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (т. е. в данном случае земель, изъятых из оборота). …  3920 /  Фев. 4, 2015, 7 д.п.
  • Земельный участок, как объект права
    Если речь идет об имущественных правах на землю, то объектом таких прав выступает конкретный земельный участок или его часть. Определение земельного участка как объекта земельных отношений приведено в ст. 1 Р ЗК РФ: это часть земной поверхности, границы которой определены …  3683 /  Фев. 3, 2015, 6:27 д.п.
  • Санкции в земельном праве
    Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права (например, по требованию инспектора устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем-либо посторонним). Структурные части земельноправовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, …  4321 /  Фев. 3, 2015, 6:18 д.п.
  • Срок аренды земельного участка
    Договор аренды может быть заключен на определенный срок ли без указания в договоре конкретного срока, Т. е. на неопределенный срок. В последнем случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три …  4387 /  Фев. 2, 2015, 7:17 д.п.
  • Землеустройство. виды землеустройства ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных ...  37772 /  Апрель 7, 2010, полночь
  • Правовой режим земель рекреационного назначения Землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в организации всех форм отдыха. Земли, где осуществляется неорганизационный отдых, не являются землями рекреационного назначения. К землям …  33492 /  Март 7, 2011, полночь
  • Источники земельного права: понятие и общая характеристика ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Источники земельного российского права внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) — совокупность документов и принципиальных положений, на которые ...  27887 /  Апрель 1, 2010, полночь
  • Можно ли рубить лес на собственном участке? Срубили елочку под самый корешок…Очень часто на земельных участках, особенно больших по площади, есть часть, которая занята лесом. И каких-либо вопросов по использованию данного леса у собственника не возникает до той поры, пока он не принимает решение активно осваивать принадлежащий ...  27128 /  Апрель 1, 2011, полночь
  • Межевание (межевое дело) садового земельного участка. Рано или поздно садоводам, а это, как правило, пожилые люди, приходится столкнуться с процедурой межевания своего участка. Что это такое и как выполнять эту процедуру описано ниже. Вы так же можете разместить заявку на проведение межевых работ , геосъёмки и ...  27006 /  Май 5, 2009, полночь
  • Покупка дома с земельным участком — тонкости оформления Покупка дома с земельным участком — тонкости оформления Ксения ГурьяноваНа большей части этапов покупка дома вместе с земельным участком, на котором он расположен, практически ничем не отличается от процедуры приобретения любого другого жилья. Покупатель сталкивается все с теми же задачами: ...  26884 /  Авг. 8, 2008, полночь
  • Земельно-правовые нормы: понятие,виды,особенности ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ,ОСОБЕННОСТИ Земельно-правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения. 3емельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю СТРУКТУРУ, т. е. составные части, …  26861 /  Апрель 1, 2010, полночь
  • Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Однако, обращаясь …  26393 /  Окт. 23, 2008, полночь
  • Основания и порядок признания гражданина недееспособным ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ И ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПРИЗНАНИЕ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ Физические лица — граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица участвуют в гражданских …  26085 /  Апрель 9, 2009, полночь
  • Понятие, задачи и виды мониторинга земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ. Составная …  23804 /  Апрель 7, 2010, полночь
  • Общая характеристика управления земельными ресурсами ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Управление земельными ресурсами (землями) это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Управление землями подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое), которые имеют общность задач, функций …  23030 /  Июнь 8, 2011, полночь
  • Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это …  20260 /  Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.
  • Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Федеральная служба земельного кадастра России, Популярное пособие, 2022 г., 22 стр. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект ...  20220 /  Авг. 8, 2008, полночь
  • Топосъёмка земельных участков О топосъемкеТопографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, контуры и рельеф изображаются на плане или карте с помощью условных знаков.Топографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, …  19673 /  Фев. 25, 2011, полночь
  • Конституционные основы земельного права россии КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ Источники земельного права — это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения. Основной Закон РФ — Конституция Российской Федерации — предусматривает основы конституционного ...  19496 /  Апрель 1, 2010, полночь
  • Инструкция по межеванию земельного участка Отсутствие опыта в подобных мероприятиях порождает у большинства граждан мнение, что производство межевых работ – это трудная, долгая, нервная процедура. На самом деле, — это не так! Инструкция по межеванию земельного участка 1. Как провести межевание? Для того, чтобы провести ...  19021 /  Май 8, 2010, полночь
  • Понятие и виды земельных правоотношений ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Особенности земельных правоотношений: 1) особое содержание и ...  18975 /  Апрель 1, 2010, полночь
  • Органы государственного управления земельным фондом управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся система государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные). В узком смысле – органы исполнительной власти, которые в зависимости от компетенции подразделяются на органы общей и специальной …  18330 /  Март 6, 2011, полночь
  • Сегментация земель для оценки стоимости Земельный рынок может быть сегментирован по следующим критериям. В зависимости от категории земель различают земли: • сельскохозяйственного назначения; • населенных пунктов; • промышленности и иного специального назначения; • особо охраняемых территорий и объектов; • лесного фонда; • водного фонда; • …  17708 /  Авг. 14, 2010, полночь
  • Понятие, задачи и содержание охраны земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Охрана земель — система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том …  16943 /  Апрель 7, 2010, полночь

Государственный кадастровый учет земельных участков

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Государственный кадастровый учет земельных участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется управлением Росреестра.

В Земельном кодексе РФ нет четко прописанных установок по вопросам государственного кадастрового учета земли. Так, статья 70 ЗК РФ предписывает обращаться за разъяснениями к Федеральному закону РФ № 221. В нем наиболее полно законодатели прописали понятие, процедуру проведения и все остальные аспекты, связанные с кадастровым учетом.

Понятие кадастрового учета участков земли

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

  • принадлежность объекта (его вид);
  • кадастровый номер;
  • дата постановки на учет;
  • площадь;
  • описание, где расположены границы участка.

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

  • кадастровая стоимость участка;
  • дата проведения оценки;
  • категория земли (ее принадлежность);
  • фактический адрес местонахождения;
  • сведения о собственниках участка.

Как осуществляется процедура кадастрового учета участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.

Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:

  • Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
  • Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
  • Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:

  • На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
  • На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
  • На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.

Подать документы можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
  • через портал Росреестра на официальном сайте;
  • через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).

При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.

Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.

Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.

Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.

Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданный участок

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.

Случаи приостановления кадастрового учета участков земли

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

  • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
  • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
  • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Отказ в осуществлении кадастрового учета участка и его правомерность

Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:

  • имущество не входит в перечень кадастрового учета.
  • ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
  • заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
  • истекли сроки действия некоторых документов.
  • органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.

Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Уникальные свойства каждого объекта недвижимого имущества определяются совокупностью его характеристик. Система характеристик позволяет индивидуализировать земельный участок среди аналогичных участков, определить его основные свойства, количественные и качественные показатели

Индивидуализация земельного участка, как объекта недвижимости, невозможна без описания его характеристик. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня характеристик земли, однако анализ нормативных актов позволяет классифицировать характеристики следующим образом:

1) физические (технические);

2) характеристика правового статуса земельного участка;

3) экономические;

4) дополнительные.

Характеристики земельного участка используются для его описания в процессе кадастрового учета и внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости. Данные о характеристиках, наличие которых является обязательным условием для постановки участка на кадастровый учет и присвоения ему уникального кадастрового номера, содержатся в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, а также в иных подзаконных актах.

Уникальные характеристики земельного участка

Основной объем информации о количественных и качественных свойствах участка содержится в физических (технических) характеристиках. В качестве обязательных элементов физических характеристик выступают:

1) Местоположение участка земли. Под местоположением участка законодательство понимает координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части. В отношении отдельных частей границ нормативными актами может предусматриваться иная процедура определения их местонахождения: путем указания на природные или искусственно возведенные объекты, сведения о которых имеются в Государственном кадастре недвижимости и чьи границы совпадают с внешними границами участка.

2) Площадь и размеры участка земли. Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» определено, что важнейшими характеристиками земельных участков являются местоположение границ и его площадь. При установлении границ участка определяется площадь участка, что позволяет индивидуализировать конкретный участок в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Выделяют нормативную и фактическую площадь земельного участка. Для целей кадастрового учета используется только нормативная площадь земельного участка.

3) Адрес. Присвоение адреса происходит после постановки участка на кадастровый учет.

4) Топографические и качественные свойства участка. Включают в себя описание поверхностного и подпочвенного слоя земли, ландшафта, контуров и иных топографических данных.

Характеристика правового статуса земли состоит из следующих элементов:

1) Сведения о правообладателях земельного участка. Данная информация содержится в правоустанавливающих документах, удостоверяющих определенный вид землепользования. К таким документам относятся свидетельство о регистрации права, договоры, решения о предоставлении участка и т.д.).

2) Сведения о категории земель, целевом назначении и разрешенных видах пользования участком земли. Категория и целевое назначение земель определяется на стадии проведения кадастрового учета. Виды разрешенного использования земельного участка определяются правообладателем самостоятельно исходя из категории земель, к которой принадлежит участок.

3) Вид и форма права на земельный участок. Так как земельные участки являются объектами недвижимости, они могут принадлежать лицу на любом вещном праве, предусмотренном законодательством (право собственности, срочного пользования и т.д.).

4) Наличие ограничений, обременений и сервитутов в отношении участка. Данные виды ограничения прав устанавливаются решением уполномоченных органов или соглашением сторон сделки.

Экономическая характеристика земельного участка включает в себя следующие элементы:

1) Кадастровая стоимость земли. Этот обязательный показатель рассчитывается в ходе проведения кадастровых работ, используется для целей налогообложения. 

2) Рыночная стоимость земли. Не является обязательным показателем, определяется по мере возникновения необходимости заинтересованными сторонами. Используется для определения цены предполагаемой сделки с земельным участком.

Дополнительные характеристики земельного участка не являются обязательными, а их перечень может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от содержания правоотношения. Наиболее важными такими характеристиками являются:

1) Экологическая обстановка по месту нахождения земельного участка. Имеет существенное значение в случаях приобретения земли гражданами для личного пользования, проживания и т.д.

2) Логистические (транспортные) показатели. Позволяют определить доступность земельного участка для транспортной инфраструктуры. Является важной информацией для земельных участков, используемых как в экономическом обороте, так и для целей личного пользования.

3) Геологические показатели. В ряде регионов данные этого показателя позволяют определить сейсмичность места расположения участка, что напрямую влияет на будущую цель использования под строительство.

4) Иные показатели. Заинтересованные стороны и правообладатели участков вправе выявлять и устанавливать иные характеристики, имеющие значение для определения его свойств.

Определение основных характеристик земельного участка

Обязательные характеристики земельного участка определяются в ходе проведения кадастровых работ. Кадастровые работы заключаются в осуществлении конкретных действий, направленных на описание и индивидуализацию земельных участков, сопровождающихся присвоением каждому участку особых, уникальных признаков, отличающих его от других территорий и земель.

Итогом выполнения кадастровых работ является:

1) Изготовление межевого плана на участок, который включает в себя как топографическое изображение на карте-схеме, так и детальное описание физических (технических) характеристик.

2) Осуществление кадастрового учета, в ходе которого обязательные характеристики участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости.

3) Присвоение уникального кадастрового номера. 

Как узнать характеристики земельного участка?  

Присвоенный земельному участку уникальный кадастровый номер позволяет получить информацию об основных характеристиках земельного участка. Это можно сделать двумя способами:

1) Путем получения кадастровой выписки в органах Росреестра. Для получения выписки в электронной или письменной форме заинтересованное лицо обращается в территориальный орган Росреестра с указанием кадастрового номера интересующего участка;

2) Путем получения открытых данных из публичной кадастровой карты Росреестра.

Изменение характеристик земельного участка

Изменение характеристик участка происходит в результате выполнения кадастровых работ и последующего кадастрового учета. Самыми распространенными случаями изменения характеристик являются уточнение границ и площади земельного участка, категории и вида разрешенного пользования землей.

Оспаривание установленных характеристик происходит в судебном порядке и чаще всего используется в случаях уточнения границ смежных участков и изменения кадастровой стоимости земли. Решение судебного органа, которым изменены характеристики участка, является обязательным для исполнения и реализуется путем внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: