Как принимается решение о предоставлении гражданину жилплощади

Как принимается решение о предоставлении гражданину жилплощади

Не каждый человек в настоящее время может приобрести жилье в собственность. Цены на недвижимости растут быстрее, чем заработные платы. Поэтому многие рассчитывают только на государственную поддержку.

Для получения субсидии или участия в другой жилищной программе потребуется собрать определенный пакет документов. Он направляется на рассмотрение в компетентные органы. По завершении проверки принимается решение о предоставлении жилплощади относящееся к гражданину.

Чтобы претендовать на государственную помощь, человек должен входить в список льготников. Также важно знать нормативы жилой площади, которые должны соблюдаться при проживании семей. Процедура подачи заявления в 2022 году имеет некоторые особенности, отраженные на законодательном уровне.

Предоставляемые по закону права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а именно статьей 40, каждый гражданин имеет право на жильё. Но не все знают, какой акт позволяет реализовать данное социальное право. Основные нормы, касающиеся обеспечения гражданина объектом недвижимости для проживания, отражаются в Жилищном кодексе РФ.

Части вторая и третья статьи 1 закона указывают на то, что человек может самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему правами. При этом не должны нарушаться безопасность, спокойствие и гарантии других лиц. Чтобы оградить недобросовестных граждан от таких деяний, на федеральном уровне предусматривается некое ограничение свобод.

Статья 40. Изменение границ помещений в многоквартирном доме

Если проанализировать конституционные нормы, то можно определить способы предоставления такого права гражданам:

  • выделение помещений, которые будут использовать лица по договору социального найма (малоимущие и льготники, нуждающиеся в жилом помещении);
  • предоставление жилья на основании договора коммерческого найма (государственное, частное и муниципальное помещение);
  • приобретение и строительства объектов недвижимости за личные средства.

Норма закона (статья 2 ЖК РФ) указывает на то, что государственные органы должны создавать особенные условия для реализации гражданами жилищного права.

Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Им необходимо:

  • содействовать в развитии рынка недвижимости;
  • направлять денежные средства из бюджета на реализацию программ по улучшению жилищных условий;
  • предоставлять гражданам жилые помещения для проживания;
  • поддерживать строительство объектов недвижимости;
  • защищать права и интересы граждан;
  • контролировать вопросы исполнения жилищного и градостроительного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ необходимо поощрение жилищного строительства и создание условий для реализации прав граждан.

На основании Гражданского кодекса РФ (статья 20) местом жительства признается объект недвижимости, где осуществляется постоянное или преимущественное проживание. Для детей таковым является адрес прописки родителей.

Статья 20. Место жительства гражданина

Жилище, в соответствии со статьями 23 и 25 Конституции РФ, является неприкосновенным. Поэтому оно должно охраняться государственными нормами.

При этом, на основании части четвертой статьи 3 Жилищного кодекса РФ, выселение из объекта недвижимости человека невозможно. Гражданину разрешено использовать все коммунальные услуги.

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

Положенные нормы

Норма, в соответствии с которой предоставляется жилое помещение, представляет собой минимальный размер на одного человека. Ниже допустимого значения квартиры не могут быть использованы гражданами. Поэтому заключить договор социального найма недвижимости не получится.

Устанавливаются значения на региональном уровне соответствующими органами муниципального образования. Учёт ведется на основании уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями. Также во внимание принимаются другие факторы.

Для некоторых категорий лиц нормы могут варьироваться.

Принятие особенных значений возможно на основании:

  • федеральных законов;
  • Указов Президента РФ;
  • нормативно-правовых актов регионов.

Учетная норма представляет собой минимальный размер площади помещения. Важно изучить соответствие его уровню обеспеченности граждан жильем для выявления необходимости поддержки. Учетное значение не должно быть выше нормы предоставления.

Решение о предоставлении гражданину жилплощади вне очереди

Решение жилищной комиссии о предоставлении гражданину жилплощади вне очереди принимается государственными органами с особой осторожностью. Ведь многие заявители начинают оспаривать данные меры, ссылаясь на наличие таких же льгот и право на получение помощи без отстаивания в очереди.

Жилищный кодекс не содержит конкретных сроков, в течение которых недвижимость предоставляется внеочередникам. Поэтому органы местного самоуправления действуют в соответствии со списком лиц, которые идут отдельно от основного состава. Регулируется порядок законодательными нормами субъектов.

Часть первая статьи 57 Жилищного кодекса предусматривает необходимости постановки в очередь всеми гражданами РФ для получения недвижимости в собственность. Но их данного правила выделяют исключения.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам

На основании части второй без очереди получить жилье могут:

  • граждане, жилой фонд объектов недвижимости которых признан непригодным для проживания;
  • дети, оказавшиеся без попечения родителей, и сироты после окончания пребывания их в объектах образования и социального обслуживания, опеки, мест лишения свободы и армии;
  • люди, имеющие тяжелые формы хронических заболеваний, входящих в установленный на государственном уровне перечень.

Все эти граждане могут без очереди претендовать на получение жилья. На основании пунктов первого и третьего части второй статьи 57 ЖК РФ, сроки, позднее которых предоставить недвижимость нельзя, не указаны. Поэтому норма предполагает получение квартиры сразу после обращения.

Для детей сирот такие периоды отражаются в законе. Они должны получить квартиру после окончания обучения, службы, отбывания наказания (лишение свободы и пребывание в колонии) и т.д.

Органы местного самоуправления не обязаны отслеживать список внеочередников. Они только проводят учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Таким образом внеочередники могут претендовать на жилое помещение в тот момент, когда подается заявление. При этом особенного списка для тех, кто не должен стоять в очереди, быть не может.

Помощь от государства

В настоящее время государство разрабатывает различные программы для поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий семей. Их список определяется на основании решения органов местного самоуправления в конкретных регионах.

Выделяют основные меры, направленные на поддержку лиц в отношении обеспечения жильем:

  • ипотечное кредитование с использованием сниженных процентных ставок;
  • субсидии, которыми можно оплатить первоначальный взнос по ипотеке или возместить частичную стоимость жилья;
  • программы для расширения имеющейся у гражданина жилой площади;
  • предоставление квартиры в соответствии с договором социального найма;
  • помощь в покупке жилья человеком самостоятельно;
  • обеспечение граждан объектами недвижимости.

Для получения нового жилья или материальной компенсации его части можно вступить в жилищную программу. В настоящее время самой распространенной из них является «Жилище».

Также поддержка оказывается молодым семьям. Таковой признается пара с детьми и без них, в которой мужу и жене не исполнилось на момент обращения 35 лет.

Улучшить жилищные условия граждане могут несколькими способами:

  • взять жилье в рассрочку;
  • получить сертификат на приобретение квартиры;
  • оформить ипотечную ссуду на льготных условиях;
  • приобрести недвижимость у местных властей по сниженной стоимости;
  • использовать субсидию.

Для того, чтобы поучаствовать в одной из программ, нужно собрать и направить в органы местного самоуправления требуемые документы. После рассмотрения вопроса происходит принятие решения, которое отражается в специальном акте.

Когда возникает недействительность

Решение о предоставлении жилого помещения признать недействительным непросто. На основании статьи 48 ЖК РФ такие меры предпринимаются судебными органами в течение трех лет с момента выдачи.

Основными причинами для аннулирования являются:

  • предоставление недостоверных сведений гражданами;
  • нарушение прав других граждан и юридических лиц;
  • неправомерные действия должностных лиц;
  • нарушение порядка предоставления жилых помещений.

Даже если ордер будет признан недействительным, выселение из полученной квартиры не наступит.

В настоящее время при решении таких вопросов возможно признание договора социального найма ничтожным. Тогда гражданин должен будет отстаивать собственную правоту в суде.

Проблемы признания недействительным документа заключаются в том, что законодательно не предусматриваются основания для такого действия и порядок рассмотрения дела.

В советское время жильца можно было легко выселить из занимаемого им жилья при признании недействительным ордера. Если его вины в этом не было, то ему предоставлялось другое жилое помещение.

Сейчас же государственные органы ориентируются на виновных в данном вопросе лиц. Часто таковыми выступают не сами граждане, а сторонние организации, которые выдали ордер. Поэтому решать вопрос в суде приходится именно с ними.

Решение о предоставлении гражданину жилья принимается в соответствующих инстанциях. Важно соблюдать порядок процедуры, чтобы не появилось спорных моментов между сторонами.

Право на дополнительную жилплощадь имеют малоимущие и многодетные семьи, семьи, где проживает инвалид или человек со слабым здоровьем.

Что подразумевает досмотр пожилых людей за право наследования жилплощади — мы расскажем далее.

Также читайте, как встать на очередь на расширение жилплощади.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Во избежание коррупционных и неправомерных действий закон строго регламентирует порядок этого обеспечения.

Право на жилье для каждого гражданина закреплено многими российскими законодательными актами и является неотъемлемым. Реализуя конституционное положение (см. в ст. 40), закон предусматривает возможность обеспечения жилищем каждого нуждающегося в нем гражданина. Во избежание коррупционных и неправомерных действий со стороны органов, которые уполномочены рассматривать вопросы обеспечения граждан жильем, закон строго регламентирует порядок этого обеспечения.

Рассмотрим подробно, какими особенностями обладает принятие и учет граждан в качестве нуждающихся, снятие с учета, какие правомочия есть у нуждающихся в жилье граждан.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Гражданин может быть поставлен на учет при наличии у него оснований для этого и предоставления должным образом заверенной документации, необходимой для осуществления указанной процедуры. Важно, чтобы человек, который намерен встать на учет, имел постоянное место жительства в населенном пункте, в котором ему будет предоставлено помещение для проживания.

Если у гражданина есть несколько оснований, по которым он может быть признан нуждающимся, принимающий орган может поставить его на учет, руководствуясь любым из этих оснований.

Постановка на учет осуществляется органом местного самоуправления (МСУ), после рассмотрения заявления, поданного гражданином в установленном законом порядке и должным образом оформленного. Вместе с заявлением предоставляется пакет необходимых для оформления и подтверждения статуса гражданина документов. За недееспособных граждан пакет документов в МСУ предоставляет их представитель. О принятии решения о постановке на учет или отказе в постановке заявитель должен быть уведомлен не позднее чем через месяц со дня подачи заявления, не считая выходных и праздничных дней.

Процедура принятия граждан на учет

Гражданин, желающий встать на учет, подает заявление о своем намерении в органы МСУ в установленном порядке. Заявление должно быть написано с соблюдением предъявляемых к нему требований. Не допускается внесение изменений и дописок, если это не разрешено принимающей заявление стороной. Вместе с заявлением предоставляется перечень документов, подтверждающих право заявителя на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилье. Список таких документов приведен ниже, но за уточнением требований гражданину нужно обратиться в орган, осуществляющий принятие на учет.

Заявителю выдается документ, подтверждающий принятие бумаг. С этого момента в установленном порядке начинает исчисляться срок для принятия уполномоченным органом решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, если по каким-либо причинам орган усматривает основания для отказа. Заявителю в течение трех дней с момента принятия решения, направляется документ, содержащий положительное или отрицательное решение. Причины отказа разъясняются заявителю в указанном документе и должны быть понятны и обоснованы.

Категории лиц, которых закон наделяет правом на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилье

Нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие в составе семьи трех и более детей, не достигших совершеннолетия, имеют право на предоставление жилья, таким правом также наделены малоимущие граждане и их семьи, недееспособные граждане, лица, имеющие инвалидность, или имеющие в составе семьи инвалида, ветераны военных действий. Принадлежность к какой — либо из перечисленных категорий должна подтверждаться списком определенных документов. Важно отметить, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях должны быть полностью обоснованы, закон строго запрещает искусственно создавать условия, дающие возможность получения жилья.

Гражданам, вставшим на учет, жилье предоставляется согласно очереди, однако, некоторым категориям лиц доступно внеочередное получение жилья, к ним относятся:

  • Сироты, или дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании срока их пребывания в государственных учреждениях (детских домах, образовательных учреждениях), как правило, молодые люди покидают указанные учреждения в 18 лет и имеют право на получение жилья. Кроме того, молодой человек может встать на учет после службы в вооруженных силах РФ, или после отбытия наказания в местах лишения свободы.
  • Лица, чьи жилищные условия дают основания на получение другого жилья, а именно граждане, проживающие в помещениях, которые не подлежат ремонту и восстановлению и не обеспечивают нормальные условия проживания.
  • Лица, страдающие определенными формами заболеваний, список этих заболеваний утвержден Правительством РФ, с наименованиями болезней можно ознакомиться в принимающем документы органе.

Следует отметить особое положение молодых семей в вопросах получения жилья. Государство предоставляет помощь для молодых семей выделением субсидии. Для ее получения необходимо собрать установленные документы и обратиться в орган МСУ для постановки на учет.

Роль органов МСУ при рассмотрении вопросов учета

Закон наделяет органы местного самоуправления обязанностями:

  • определять основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях;
  • принимать на рассмотрение предоставленные гражданами заявления по поводу постановки на учет;
  • рассматривать документы, прилагаемые к заявлению, на предмет соответствия законным требованиям;
  • принимать решения по указанным заявлениям по поводу учета, такие как: принятие на учет, отказ в принятии, снятие с учета.

В обязанность уполномоченного органа входит соблюдение сроков рассмотрения заявления и направления решений заявителю. Указанная государственная структура также уполномочена на признание жилья непригодным для проживания. Исполнительный орган имеет полномочия по признанию граждан малоимущими, анализируя документы о доходах, предоставленные заявителем и информацию о расходах.

Документы, необходимые для постановки на учет

Власти региона, в котором гражданин становится на учет, утверждают перечни бумаг, необходимых для процедуры оформления, но основой этого перечня в любом регионе являются:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и его принадлежность к гражданству РФ, документы, удостоверяющие личности членов семьи заявителя.
  • Заявление в уполномоченный орган о принятии на учет. Этот документ должен быть подписан самим заявителем и членами его семьи.
  • Документы, которыми доказывается фактическое проживание заявителя в регионе, в котором он планирует получить жилье, другие документы о месте жительства заявителя и его семьи.
  • Документы, удостоверяющие статус сироты, или лица, оставшегося без попечения родителей, выданные органами опеки и попечительства.
  • Справки, в которых указывается численность семьи и распределены родственные связи.
  • Документы, которыми определяется уровень обеспеченности гражданина жильем.
  • Сведения о доходах заявителя и его семьи.
  • Задокументированные сведения об имуществе, принадлежащем нуждающемуся в жилье гражданину и членам его семьи, за которые уплачиваются налоги.
  • Удостоверения, которыми утверждается особый статус лица (например, удостоверение об участии в боевых действиях).

Ведение учета нуждающихся в жилье граждан

Информация о принятых заявлениях в обязательном порядке заносится принимающим органом в книгу регистрации заявлений. Сведения о гражданах, получивших положительное решение по заявлению, вносятся в книгу учета нуждающихся в жилье граждан. Указанным книгам присваиваются номера, прошиваются и нумеруются листы. Порядок внесения изменений, исправления помарок в указанных документах четко установлены. Все изменения удостоверяются руководителем и заверяются печатью. Один раз в 12 месяцев производится сверка сведений и перерегистрация граждан, находящихся на учете.

Процесс перерегистрации представляет собой предоставление в уполномоченный орган гражданами документации, подтверждающей отсутствие изменений в статусе гражданина относительно жилья, или наличие таких изменений, прием органами документов, их анализ и рассмотрение.
На любого гражданина, вставшего в законном порядке на учет, органы МСУ заводят учетное дело. Также указанные органы хранят в своих помещениях документацию по поводу учета граждан. Орган МСУ снимает граждан с учета, при выделении жилья или выявлении обстоятельств, предусматривающих снятие с учета, в том числе предоставления гражданином документов, подтверждающих прекращение его статуса нуждающегося в жилье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: