Какие установлены тарифы на квартплату

Какие установлены тарифы на квартплату

Каждый владелец или наниматель жилого помещения должен оплачивать использование коммунальных услуг. Сама процедура оплаты предполагает наличие определенных нюансов, с которыми важно ознакомиться в обязательном порядке. Сумма ежемесячного платежа изменяется ежегодно в сторону увеличения.

Рост ценовой политики государства в данном сегменте обуславливается множеством причин. Ключевое значение имеет общая экономическая ситуация. В 2022 году была установлена новая тарифная сетка на поставку соответствующих ресурсов.

Для понимания того, где взять тарифы на квартплату и как совершить оплату, необходимо ознакомиться с нормами закона, с действующими нормативами, с деталями формирования стоимости, с порядком самостоятельного расчета, с существующими льготами, а также с тем, зависит ли стоимость от величины ставок.

Главные уточнения

Законодательный порядок

На территории Российской Федерации обязательство собственников по выплате коммунальных услуг определено на законодательном уровне.

Квартплата представляет собой определенную сумму средств за предоставляемые коммунальные услуги:

  • содержание имущества в приемлемом состоянии;
  • проведение ремонтно-строительных мероприятий;
  • предоставление прочих услуг.

Наличие постоянного источника дохода у плательщика не играет определяющую роль. Соответствующая норма в полной мере прописана в Жилищном Кодексе РФ. Обязательства по выплатам появляются с момента оформления прав на собственность или соглашения о социальном найме.

Статья 154 Жилищного Кодекса РФ устанавливает характер осуществления оплаты за жилое помещение.

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Такая плата производится за:

  • социальный найм;
  • использование имущественного объекта нанимателями;
  • содержание квартиры;
  • поддержание собственного имущества.

Каждый владелец также берет на себя обязательство по оплате установленного взноса за капитальный ремонт, который, возможно, будет совершен в будущем. Отдельно происходит оплата услуг коммунального хозяйства.

Что касается статьи 155 Жилищного Кодекса РФ, то она определяет факт того, что финансовые транзакции могут происходить только на основании специального платежного документа – квитанции. Если такая бумага отсутствует, то операция осуществляется на основе размещенных в единой государственной системе сведений.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Существующие нормативы

Действующая тарификация определяется на государственном, региональном и местном уровне уполномоченными органами государственного управления на основании специальных Постановлений Правительства РФ. Стоит отметить, что поставщики услуг не могут изменять стоимость услуг в зависимости от собственных предпочтений. Нормативы изменяются каждый год, а их размер формируется исходя из экономической ситуации.

Величина тарифа напрямую зависит от особенностей конкретного региона. Например, для города Москва стоимость будет выше, чем в других населенных пунктах. Актуальная сумма выплат зависит от количества потребляемых конкретным лицом ресурсов. Соответствующие показатели определяются благодаря индивидуальным устройствам учета, установленным практически в каждом жилом помещении.

Однако в тех случаях, если в квартире нет такого прибора, то процедура расчета будет проводится по установленным нормативам. Для определения требуемой к оплате суммы нужно умножить применяемую норму на количество прописанных в квартире граждан на постоянной или временной основе.

Важно помнить о том, что определение нормативов зависит от множества компонентов. Например, для услуги по подаче отопления к сведению принимаются климатические условия, присущие конкретному региону.

Образец новой квитанции по оплате услуг ЖКХ

Важные моменты

В 2022 году Правительство РФ приняло решение об обязательной установке индивидуальных счетчиков в каждом жилом помещении. Однако даже в текущем году около 20% квартир все еще не оборудованы такими устройствами, что приводит к переплатам услуг ЖКХ. Это в первую очередь обуславливается довольно высокой стоимостью счетчиков. Именно поэтому государство разработало систему льгот для малоимущих категорий населения.

Стоит отметить, что даже указанная мера не помогла обеспечить рассматриваемыми приборами хотя бы 90% помещений. Это привело к радикальному решению проблемы – государство увеличило стоимость услуг для потребителей, не использующих счетчики в 3-5 раз. Это не распространяется на собственников тех помещений, в которых не могут быть установлены подобные устройства чисто из технических соображений.

Оплату коммунальных услуг рекомендуется производить до 10 числа каждого нового месяца, следующего за отчетным периодом. В случае допущения пропуска сроков на нарушителя могут быть наложены штрафные санкции и пени, в размере 1/300 от действующей на территории страны ставки рефинансирования.

С индексом изменения стоимости услуг ЖКХ может ознакомиться каждый заинтересованный гражданин.

В соответствии с такими условиями информация о формировании ценовой политики может быть размещена в следующих источниках:

  • в СМИ;
  • на новостных порталах в сети Интернет;
  • на информационных стендах в территориальных жилищных компаниях;
  • в платежной документации.

Квартплата в апартаментах ничем не отличается от квартплаты в стандартных квартирах, только еще устанавливается налог на имущество.

До какого числа нужно платить квартплату — читайте здесь.

Средние тарифы на квартплату

В 2022 году были установлены новые тарифы на квартплату. К тому же Правительство установило обновленный порядок предоставления государственных льгот и субсидий в пользу населения.

Ниже в табличном варианте представлена средняя тарификация по основным коммунальным услугам:

Коммунальная услуга Действующий тариф
Газификация 6,4 рубля за кубический метр
Отопление 2 200 рублей в год
Подача холодной воды 35 рублей за кубический метр
Водоотведение 25 рублей
Подача горячей воды 180 рублей за кубический метр
Электричество 5,4 рубля за один киловатт в час

Прочие формальности

Детали формирования стоимости

Коммунальные услуги включают в себя оплату следующих составляющих:

  • квартплата;
  • электричество;
  • теплоснабжение;
  • газификация;
  • поставка воды;
  • водоотведение.

Размер квартплаты напрямую зависит от размера потребленных за месяц услуг, а также от наличия считывающих устройств. Расчет по соответствующим приборам достаточно прост – действующий тариф нужно умножить на действительное количество потребленных ресурсов.

Актуальный размер оплаты за рассматриваемые услуги рассчитывается каждый месяц. Суммы платежей определяются в индивидуальном порядке.

В случае отсутствия счетчиков расчетные мероприятия осуществляются с учетом действующих нормативов. В таких ситуациях собственники выплачивают фиксированную сумму средств, определенную в зависимости от количества проживающих в квартире лиц.

Стоит отметить, что в коммунальных квартирах порядок выплат определяется самими жильцами. Все возникшие споры по начислению коммунальных платежей на дом или прочие помещения решаются исключительно в судебном порядке.

Как самостоятельно рассчитать

Пример самостоятельного расчета будет рассмотрен на примере снабжения холодной водой. На получаемый размер прямо влияет наличие учетных устройств в жилом помещении. Если счетчик был установлен, то платеж осуществляется на основе его показателей.

Для определения суммы необходимо умножить действующий тариф на количество потребленных ресурсов. Если брать за основу тарификацию, определенную для Москвы, то себестоимость будет равняться 33 рублям за один кубические метр, а показания счетчика – 4 кубометра.

Итого получается: 33 х 4 = 132 рубля в месяц.

Такой же порядок должен применяться и для остальных категорий услуг. Рассчитать каждую из них можно в самостоятельном порядке для минимизации возможных переплат.

Льготы и порядок оплаты

Действующий размер коммунальных платежей может быть уменьшен заинтересованными лицами путем оформления льгот или государственных субсидий. В случае, если величина платежа превышает 22% от общей суммы доходов, то на семью в обязательном порядке должна выделяться субсидия. Для малоимущих категорий граждан расчет выплат производится с учетом поправочных коэффициентов.

Порядок оформления компенсационной выплаты и ее сумму можно узнать в территориальном управлении социальной защиты населения. В случае получения льготы непосредственные тарифы на коммунальные услуги не изменяются, а просто происходит компенсация государством части услуг.

Субсидии положены следующим категориям граждан:

  • многодетным родителям;
  • пенсионерам;
  • лицам с инвалидностью;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий.

Сумма компенсации в некоторых случаях может достигать до 50% от общего размера выплат. Подробная расшифровка льготных категорий может быть предоставлена сотрудниками уполномоченных органов.

После подсчета суммы платежей нужно осуществить выплату по лицевому счету управляющей организации. Возможно использование как наличного, так и безналичного способа оплаты. Средства должны быть в обязательном порядке переведены по реквизитам компании до 10 числа каждого конкретного месяца, следующего за отчетным периодом.

Квартплата перечисляется на основании платежного документа. Если квитанция не была предоставлена плательщику в силу самых разных причин, то сумму платежа можно узнать самостоятельно на официальном сайте жилищной компании.

При оплате рекомендуется ориентироваться на количество потребленных услуг и действующий тариф в регионе. За нарушение установленных сроков предусматриваются довольно весомые финансовые санкции.

Оплата рассматриваемых услуг может быть произведена следующими способами:

  • через интернет-банк;
  • в кассах финансовых организаций;
  • через терминалы самообслуживания.

Оплату обязаны совершать следующие категории лиц:

  • собственники имущественных объектов;
  • наниматели по социальному соглашению;
  • арендаторы;
  • члены жилищных кооперативов.

Важно помнить о том, что до заселения жильцов в многоквартирный дом необходимость выплат закрепляется за местным муниципалитетом. Для передачи соответствующих полномочий в руки собственников или нанимателей должен быть заключен специальный договор об оплате коммунальных услуг.

В составленном соглашении обязательно должны быть прописаны следующие критерии:

  • актуальные сроки начисления;
  • порядок оплаты;
  • произведение расчетных операций;
  • порядок оказания и прекращения поставки услуг.

Нюансы ставок

Ставки по выплатам услуг коммунального характера увеличиваются каждый год. В 2022 году примерная стоимость оплаты квартиры в доме с лифтом будет составляет 3,7 рубля за один квадратный метр, а без лифта – 1,65 рубля.

В любом случае нужно в обязательном порядке учитывать следующие нюансы:

  • итоговый размер ставок определяется в зависимости от фактического метража квартиры – при этом не учитывается размер нежилых помещений;
  • плата не взимается, если имущество находится в аварийном состоянии и требует срочный ремонт;
  • точная величина напрямую зависит от региона расположения – например, в Москве ставки будут заметно выше, чем в остальных населенных пунктах.

Что касается суммы выплат без учета льгот, то в данном случае стоимость за один квадратный метр в домах с лифтом составляет около 10 рублей, а без лифта – до 9 рублей.

Для зданий, которые не входят в дотационную категорию, но используются для предоставления по соглашениям о социальном найме, используется тариф в 64 рубля за квадратный метр. В конкретном случае используются поправочные коэффициенты для региона.

Квартплата должна погашаться всеми собственниками жилых или нежилых помещений, без исключений. Важно помнить о том, что величина выплат изменяется в большую сторону каждый год, поэтому рекомендуется внимательно отслеживать соответствующие тенденции. Такая предусмотрительность поможет сохранить стабильный баланс в рамках формирования личного бюджета и предугадать очередное повышение.

Должники по квартплате могут получить штраф или начисление пени.

Какой срок давности по задолженности по квартплате — мы расскажем далее.

Также читайте, есть ли компенсация за квартплату многодетным семьям.

Московская область

В настоящей статье рассмотрим теорию собственников об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

Суть теории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Какова ситуация на самом деле?

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:

1. Содержание жилья;

2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):

— Холодное водоснабжение;

— Горячее водоснабжение;

— Водоотведение;

— Электроснабжение;

— Газоснабжение;

— Отопление.

Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Схема предоставления коммунальной услуги.

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом ... посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения ... договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой, Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организации» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацией» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков.

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов, исполнитель, все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

Интересы исполнителей коммунальных услуг.

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:

1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;

2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;

3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);

4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;

5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

«На самом деле, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ», — сообщает эксперт в сфере строительства и ЖКХ Юрий Ганенко.

Тарифы на квартплату

Декабрь 02, 2022 Нет комментариев

Порядок оплаты ЖКУ

Обязанность по перечислению платы за коммунальные услуги возложена на физических, а также юридических лиц, которые могут являться владельцами помещений, либо же нанимателями.

Предоставление коммунальных услуг реализуется на основании заключенных соглашения между потребителем, а также фирмой, которая их оказывает.

В договоре изложены все базовые условия, которые нужны для урегулирования подобных правовых отношений:

  • Ответственность сторон
  • Обязанности, права сторон
  • Лимиты потребления
  • Срок перечисления оплаты
  • Перечень предоставляемых услуг
  • Прочие положения, которые не противоречат действующему законодательству.

В стандартном соглашении содержатся типовые требование о сроке перечисления оплаты за использование конкретных коммунальных ресурсов.

Данный срок – до 10-го числа месяца, следующего после отчетного. Однако в случае достижения взаимного согласия, такой срок может быть откорректирован.

Что включено в квартплату?

В квартплату входят такие услуги:

Отопление требуется для поддержания в жилье определенного температурного уровня
Газ подача ресурса реализуется через системы газоснабжения (в основном, через баллоны, наполненные газом)
Электроснабжение в обязательном порядке должно подаваться круглосуточно, бесперебойно, круглосуточно, в объеме, необходимом для потребителя
Канализация сюда входит услуга по отводу бытовых стоков, через внутридомовые, централизованные системы
Горячее водоснабжение подача реализуется круглосуточно посредством централизованной сети
 Холодное водоснабжение обеспечивается круглосуточная подача по внутридомовым либо по центральным коммуникациям. В случае отсутствия системы водоснабжения, вода подается посредством уличной колонки.

Конкретный список ЖКУ зависит от меры благоустройства жилого либо нежилого строения.

Объемы потребления коммунальных ресурсов в месяц

Важно, чтобы в каждом помещении жилого типа были установлены персональные учетные приборы.

При условии их отсутствия оплата потребляемых ресурсов должна осуществляться в соответствии с нормативами, которые утверждены в каждом отдельно взятом регионе.

Специфика:

Плата за отопление начисляется в соответствии с нормативами потребления, в случае если в квартире нет общедомового счетчика тепла
За прочие ЖКУ в частности за газ, электричество, воду и т.д., оплата вычисляется согласно  нормативам, при условии, что в квартире нет приборов индивидуального учета

Тарифы за квартплату в 2022-м год

Конец 2022-го года ознаменовался утверждением новых индексов повышения величины оплаты за оказываемые гражданам ЖКУ.

Данные коррективы не коснулись I-го полугодия 2022-го года, начали действовать с 01.07.2022.

В Москве величина платежа за коммунальные услуги увеличена на 7,5 %.

Более низкий коэффициент действует в Санкт-Петербурге, его размер насчитывает 6,5%.

Для одиннадцати субъектов РФ установлен усредненный показатель, насчитывающий 3,9 % (в частности, для Чечни, Мурманской, Иркутской области и т.д.).

В 2022-м тариф за 1 кв. м. жилплощади составляет 126 руб.. До конца текущего года вполне вероятно он будет составлять 137 руб..

Законодательное регулирование

Начиная с 2022-го Российское Правительство утвердило новые требования к реализации  расчетов за коммунальные услуги.

Они представлены в Постановлении Российского Правительства № 1112, датированного 17-го октября 2015-го года.

Дополнительными нормативно-правовыми актами, которые охватывают анализируемый вопрос, являются:

  1. Законодательные документы в сфере защиты потребительских прав.
  2. Российская Конституция.
  3. Российский ЖК, ГК.
  4. ФЗ «Об энергосбережении».
  5. Разнообразные правила, заключения, указы и т.д.

На уровне регионов так само могут разрабатываться местные законодательные акты, на базе  которых будет установлена величина тарифов за подачу ЖКУ, описан регламент их предоставление, а также оплаты потребления.

Влияет ли количество прописанных на квартплату в 2022 году смотрите в статье: влияет ли количество прописанных в квартире на квартплату.

Повышение цен на коммунальные услуги

На протяжении последующих 5-ти лет повышение цен на ЖКУ прогнозировано не будет превышать уровень инфляции, иначе говоря будет находится на ее уровне.

Госдума предложила новый законопроект, в соответствии с которым должен быть введен полный запрет на повышение тарифов за квартплату.

Однако в настоящее время цены на ЖКУ повышаются каждый год.

Действующие нормативы

Коммунальные органы, поставщики коммунальных услуг не вправе самостоятельно корректировать тарифы в ту или иную сторону.

Плата за отопление

Тариф за отопление подорожал на 5,2 %.

При этом норматив потребления отопления напрямую зависит от этажности дома, года его постройки.

Тарифы за электроэнергию

Потребители электроэнергии будут вынуждены оплачивать на 7 % больше. При этом, чем меньше электроэнергии тратит особа в течении месяца, тем меньше будет стоить 1 кВт.

Норматив потребления в среднем составляет 100 кВт/ч на 1-ну особу.

Тарифы за водоотведение

Отмечается повышение тарифа на 10 %. А значит, за единицу измерения норматива берут 1 кв.м. на 1 гражданина в месяц, учитывая категорию жилого помещения.

Тарифы за горячую, холодную воду

Плата за холодное водоснабжение была повышена на 10 %, тогда как а за горячую – на 5,2 %. Норматив потребления рассчитывается в соответствии с вычислением 1 куб.м., который припадает на 1 особу в месяц.

Кроме того, учитывается оснащение помещения обогревающим оборудованием, раковинами, душем, ванной.

Какие нюансы могут возникать

Величина оплаты за коммунальные услуги может быть сокращена потребителями в таких случаях:

Если предоставление ресурсов осуществлялось с перерывами учитывая время, отведенное на реализацию ремонтных, технических работ
Если были предоставлены услуги несоответствующего качества в частности, если состав поставляемой воды не отвечает принятым требованиям

Важно выполнять проверку корректности данных в квитанциях сразу же по факту их получения.

Если возникают определенные сомнениях рекомендовано без промедлений обратиться в управляющую контору, до того момента, когда оплата будет выполнена.

Неточности могут возникнуть как по вине управляющей организации, так и по причине некорректно переданной информации по приборам персонального учета.

Видео: ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ на ЖКХ жилищно- коммунальные услуги с 1 января 2022 года

Как проверить тарифы ЖКХ в Подмосковье

Источник: РИАМО , Анастасия Осипова

Узнать действующие тарифы на тепло- и водоснабжение в Подмосковье теперь можно на сайте областного Комитета по ценам и тарифам. Как жителям Московской области получить эту информацию, читайте в материале портала mosreg.ru.

Долги за коммуналку в Подмосковье: взыскание через суд или мировое соглашение>>

Кто устанавливает тарифы ЖКХ

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В Подмосковье установление и координацию тарифов, подлежащих государственному регулированию, осуществляет Комитет по ценам и тарифам Московской области. Комитет следит за балансом экономических интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг.

Кроме того, Комитет стимулирует повышение энергетической эффективности систем тепло-, газо-, электро- и водоснабжения.

Как в Подмосковье вернуть взносы за капремонт>>

Определение РСО

Источник: ©

Чтобы получить или проверить информацию об установленном тарифе для конкретного жилого дома, для начала нужно выяснить, какие ресурсоснабжающие организации (РСО) обслуживают адрес. Для этого можно отправить запрос в свободной форме на электронную почту [email protected]. Ответ придет обратным письмом.

Как изменятся тарифы в 2022 году в Подмосковье>>

Поиск распоряжения и тарифных ставок

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

После получения информации об РСО нужно зайти на сайт областного Комитета по ценам и тарифам, где размещена интерактивная таблица с указанием распоряжений для конкретной теплосети или водоканала.

Распоряжение – официальный документ, в котором организациям установлены конкретные тарифы на оказание услуг. Для удобства пользователей есть возможность отсортировать информацию по муниципалитетам.

Найдя в списке свою РСО, достаточно скопировать номер распоряжения (например, 373-Р) и вставить его в поисковую строку, расположенную выше в «шапке» сайта. В ответ система покажет документы, в которых содержится номер. Найти искомый не составит труда.

Далее нужно открыть электронный документ, найти свою РСО (они отсортированы по муниципальным образованиям) и посмотреть интересующие тарифные ставки.

Как в Подмосковье онлайн оформить субсидию на оплату коммунальных услуг>>

Расчет платы

Источник: ©, пресс-служба вице-губернатора Московской области Дмитрия Пестова

Кроме информации о действующих тарифах, на сайте Комитета есть онлайн-калькуляторы для расчета платы за разные коммунальные услуги, а также стоимость технологического присоединения к системам теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, подключения к газу и электричеству.

Как не пострадать от неисправного отопительного оборудования жителям Подмосковья>>

Кто формирует тарифы на услуги ЖКХ

Время чтения: 9 минут

Ценообразование услуг ЖКХ занимает особое место в обеспечении достойных условий жизни населения. Совершенствуя механизмы в данной сфере, правительство ввело тарифное регулирование теплообеспечения, водоснабжения, газораспределения, канализации, транспортировки электроэнергии и утилизации мусора. Большинству плательщиков интересно знать, кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги, насколько они обоснованы и можно ли повлиять на их формирование.

Составляющие оплаты за коммунальные услуги

В России установлен принцип полного возмещения издержек на содержание жилого фонда собственниками и нанимателями квартир. Структура платежей за услуги ЖКХ определена ст. 154 . В соответствии с данной нормой, оплата начисляется следующим образом:

  • для квартиросъемщиков государственного и муниципального жилья – за пользование жилым помещением, его содержание и коммунальные услуги;
  • для квартиросъемщиков жилья социального использования – за наем и коммуналку;
  • для собственников жилья в многоквартирном доме – за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и за коммунальные услуги.

Существуют разные виды тарифов в ЖКХ:

  • рассчитываемый с учетом объема потребленных ресурсов (газ, вода, электричество) по показаниям счетчика;
  • на каждого проживающего в помещении человека;
  • установленный норматив на 1 м2 жилой площади.

В отдельную категорию выделяются тарифы ЖКХ для нежилых помещений в жилом доме.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир в многоквартирном доме (МКД) оплачивают несут содержание общего имущества: обеспечение рабочего состояния внутридомовых инженерных систем, приборов учета. В оплату также включаются затраты:

  • на обслуживание технических помещений дома: подвала, чердака, подъездов, крыши;
  • на потребляемую при содержании дома холодную и горячую воду, тепло- и электроэнергию.

Для контроля начислений потребитель должен знать, какие услуги отнесены к коммунальным. Как следует из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в их число входит:

  • поставка электроэнергии, бесперебойный доступ к ней и защита от неисправностей;
  • газоснабжение (централизованное либо в баллонах);
  • твердое топливо (уголь, дрова) при печном отоплении;
  • водоотведение;
  • бесперебойная поставка холодной и горячей воды;
  • вывоз твердых бытовых отходов.

Узнайте более подробно, как рассчитать тариф на содержание многоквартирного дома.

Законы о тарификации услуг ЖКХ

В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов:

Тарифы на коммунальные услуги и отраслевые законы Постановления Правительства РФ и регулирование тарифов на жилищные услуги НПА, регламентирующие ответственность
Закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 Закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
Закон РФ от 26.03.2002 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306  Закон РФ от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 14.31, 14.32)
Закон РФ от 31.05.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190
Закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 № 2353-р
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290
Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр

Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст. 156, 157 ЖК РФ.

Квартплата рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами власти субъектов РФ, а плата за жилое помещение определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД. Там же указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в числе которых входит утверждение тарифов.

Общий комплекс мер осуществляет Управление регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ.

Пройдите социологический опрос!

Право на предоставление коммунальных услуг

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, право на поставку коммунальных услуг с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания жильцов МКД имеет индивидуальный предприниматель или организация вне зависимости от формы собственности:

  • управляющая компания (УК);
  • ресурсоснабжающая организация (РСО);
  • жилищный кооператив.

Тарифы УК, ТСЖ или РСО регулируют федеральные или региональные власти. Каждая цифра в этом случае экономически обоснована, рассчитана с учетом затрат организации, региональных особенностей, технологического уровня производства и других параметров.

И все же у многих потребителей возникает вопрос, могут ли управляющие компании повышать тарифы. Ответ находим в ст. 156 ЖК РФ, которая гласит, что стоимость содержания жилья в МКД, где не созданы ТСЖ или ЖК, определяется на общем собрании собственников. Изменения в расчетах без предварительного утверждения владельцами квартир являются безосновательными.

Обратиться в управляющую компанию имеет право каждый собственник или наниматель жилья, где узнать составляющие тарифа и суммы затрат на содержание дома можно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Рекомендуем внимательно ознакомиться с договором, заключенным с УК. Возможно, в нем содержится пункт о повышении тарифов в одностороннем порядке в случае увеличения себестоимости услуг по содержанию дома. Хотя данное положение является спорным, многие компании этим пользуются.

Информация о том, куда обратиться, чтобы узнать тарифы на коммунальные услуги, опубликована на Там же находится , с помощью которого легко произвести примерный расчет стоимости услуг на основании своего местоположения.

Форма организации управления домом в виде ТСЖ или ЖК популярна благодаря тому, что жильцы через своих представителей принимают участие в решении вопросов, связанных с содержанием дома и придомовой территории, в том числе в расчете стоимости. Каждый владелец квартиры может контролировать расходование средств и инициировать более экономное использование предоставляемых услуг или применение ТСЖ пониженных тарифов в 2022 году за счет:

  • использования энергосберегающих технологий;
  • установки счетчиков;
  • других законных способов.

В этом случае ресурсы приобретаются по договору между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ. Являясь исполнителем, товарищество обязано помнить, что предоставление коммунальных ресурсов жильцам должно осуществляться по установленным тарифам.

Подробнее о порядке регистрации ТСЖ, заключении договоров с РСО и потребителями, а также расчетах за услуги читайте в статье «Товарищество собственников жилья».

Право на поставку коммунальных услуг имеют управляющие компании, у которых есть лицензия, штат специалистов и специальная техника. На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ, с УК заключается договор об управлении МКД, согласно которому она приобретает у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги по установленным в регионе тарифам и выполняет эксплуатационно-ремонтные работы по содержанию дома.

Обязательным условием, которое нужно указать в соглашении, является порядок изменения тарифа управляющей компанией, ведь эти полномочия УК получает только с согласия собственников и нанимателей квартир.

После заключения договора жильцы перечисляют деньги за коммуналку на счета УК, которая в свою очередь обязуется своевременно передавать средства РСО.

Применение корректирующего коэффициента

Порядок расчета и платы за содержание дома и придомовой территории определяется на общем собрании собственников. Он должен отвечать требованиям, перечисленным в Приказе Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр.

Этот документ указывает, как корректирующие коэффициенты на коммунальные услуги применяются при благоустройстве и содержании домов. В базовый норматив затрат включают расходы на:

  • обслуживание общедовомого имущества;
  • содержание объектов недвижимости;
  • содержание особо ценного движимого имущества и его полное восстановление в случае надобности;
  • общехозяйственные нужды УК;
  • зарплату сотрудников, где применимы тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда ЖКХ.

Корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат состоят из территориального и отраслевого показателя, утверждаемого по каждой услуге отдельно. Учитывая перечисленные статьи расходов, жильцы могут самостоятельно рассчитать стоимость услуг для своего дома.

Подробнее о перечне обязанностей УК читайте в статье «Управляющая компания ЖКХ: права и обязанности».

Договора с РСО

В последние годы жители многоэтажек стремятся заключать договора напрямую с РСО относительно поставок электроэнергии, воды, газо- и теплоснабжения, вывоза мусора. Такие организации могут принимать платежи от жильцов на услуги в случаях, когда в доме не избран способ управления или закончился срок договора с УК или ТСЖ.

Решение об оплате коммунальных услуг в кассу РСО принимается на собрании жильцов, если большинство собственников проголосовало «за». Документы об этом передаются в ресурсоснабжающую организацию.

Стоит отметить, что прямые расчеты с поставщиками ресурсов никак не влияют на тарифы.

Как формируются тарифы на ЖКХ

К составляющим тарифам на услуги ЖКХ можно отнести затраты на амортизацию оборотных средств, трудовые ресурсы, электроэнергию, материалы и специальный инвентарь. Доходная часть любого тарифа не превышает 5 %.

Основанием для установления стоимости коммунальных услуг является экспертиза экономического обоснования тарифа:

  • на производство и передачу тепловой и электрической энергии;
  • для услуг водоснабжения и водоотведения;
  • на вывоз твердых бытовых отходов.

Экспертиза позволяет получить достоверную информацию о затратах, размере прибыли, ее расходовании и включает всесторонний анализ соответствия стоимости ресурсов.

Расчет размера тарифов ЖКХ в 2022 году, основанный на экспертном заключении, гарантирует соблюдение баланса между интересами населения и РСО с учетом отраслевой специфики и климатических условий конкретного региона.

Помимо фиксированных тарифов к стоимости потребленных услуг в некоторых случаях применяется повышенный коэффициент. Это касается водоотведения, теплоснабжения и энергообеспечения. В ст. 157 ЖК РФ указано, что коэффициент повышается, если квартиры должны быть оснащены приборами учета, но жильцы не выполнили этого требования.

Отмена повышающего коэффициента на коммунальные услуги возможна, если условия не пригодны для эксплуатации счетчика: трубы или проводка неисправны, жилье считается аварийным и так далее.

Противоположностью к повышенным коэффициентам является возможность компенсации расходов по коммунальным и жилищным платежам, предусмотренные ст. 160 ЖК РФ для некоторых категорий населения:

  • многодетных семей;
  • матерей-одиночек;
  • инвалидов;
  • ветеранов;
  • граждан, имеющих право на социальную помощь.

Таким образом, формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги базируется на:

  • компенсации экономически обоснованных расходов РСО;
  • доступности услуг для потребителей и защите их прав;
  • соблюдении условия, согласно которому сведения о ценах, тарифах и их утверждении должны быть открытыми.

Иногда на формирование расценок, например, на отопление, влияет фактор сезонности. Могут устанавливаться определенные нормы потребления, при превышении которых применяется более высокая стоимость. Поставщики электроэнергии практикуют дифференцированные тарифы, рассчитываемые в зависимости от времени суток.

ЖК РФ указывает, что вносимая гражданами плата за коммунальные услуги не должна превышать максимальные индексы. Эти показатели устанавливаются на год, зависят от изменения размера затрат в среднем по субъектам РФ, и зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 29.10.19 № 2556-р .

Стоимость предоставления коммунальных услуг в одном регионе не может отличаться при любом способе управления: ТСЖ, УК или прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями.

Это не касается услуг по содержанию и обслуживанию дома. То, насколько тарифы ТСЖ больше обычных, может зависеть от благоустройства здания: наличия лифта, мусоропровода, домофона и кодовых замков.

Кто устанавливает тарифы ЖКХ

Ст. 156 ЖК РФ предусматривает наложение на управляющие компании или ТСЖ штрафов за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения. Из-за необоснованного увеличения размера счетов они обязаны выплатить штраф жильцам в размере 50% от суммы превышения.

Поскольку за тарификацией коммунальных услуг следит антимонопольное законодательство, ответственность за нарушения предусматривает ст. 37 Закона РФ «О защите конкуренции» и раздел 4 Закона РФ «О естественных монополиях». Эти же законы устанавливают, кто контролирует их соблюдение в части тарифного регулирования – Федеральная антимонопольная служба РФ или ее территориальные органы.

К ответственности привлекают должностные лица, назначенные в соответствии с . Этот документ возлагает все полномочия по ценообразованию и создание экспертных/рабочих групп на региональную энергетическую комиссию.

К санкциям за нарушение антимонопольного законодательства против тех, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги и содержание домов, относится:

  • предупреждение;
  • предостережение;
  • предписание на устранение выявленных нарушений;
  • признание сделок недействительными;
  • административная ответственность (ст. ст.14.31, 14.32 КоАП РФ).

Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнять предписания и решения антимонопольных органов.

Коммунальные и жилищные тарифы на 2022 год

Согласно законодательству, ст.157-1 ЖК РФ не допускает превышение предельных индексов. Ежегодная индексация тарифов, как правило, выполняется с 1 июля и определяется на основании изменения размера вносимой гражданами платы в среднем по субъектам РФ. В текущем году они будут увеличены в среднем на 3 %.

Нормы тарифов ЖКХ на 2022 год регламентирует Распоряжение Правительства РФ № 2556-р от 29.10.19. Оно устанавливает средний индекс по каждому субъекту России на первое и второе полугодие.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к обязательным работам относится лишь проверка состояния дома и исправление недостатков, без указания периодичности.

Невнимательность собственников, уникальность каждого дома и недостатки договоров управления позволяют недобросовестным компаниям завышать стоимость работ и услуг. Поэтому вопрос, как рассчитать тарифы управляющих компаний в 2022 году, очень интересует жильцов.

Чтобы исключить вероятность завышения платежей за услуги, основное внимание нужно уделить договору с УК, указав все согласованные тарифы и невозможность их изменения без согласия собственников на протяжении срока действия договора. Особое значение имеет отчетность компании перед жильцами и совместное утверждение дополнительных работ.

Рост цен на услуги ЖКХ в 2022 году

Повышение оплаты за коммунальные услуги в летние месяцы обусловлено снижением инфляции за счет недорогих овощей, фруктов и сельхозпродукции и более плавным ростом цен. Это удобно и для поставщиков ресурсов, и для потребителей.

В каждом регионе расчет суммы отличается, а ответ на вопрос, на сколько могут поднимать тарифы ЖКХ, зависит от инфляции и учета границ, установленных на федеральном уровне.

Размер оплаты за содержание дома и придомовой территории, в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, устанавливается решением, принятым на общем собрании жильцов. В этом случае уровень повышения тарифа зависит от роста цен на:

  • ремонт общего имущества многоквартирного дома;
  • уборку и санитарно-гигиеническую очистку прилегающей территории;
  • содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей;
  • очистку мусоропровода и содержание домофонов;
  • эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Эти и другие работы указываются в договорах, которые регламентируют, имеет ли право управляющая компания повышать тарифы на перечисленные услуги в одностороннем порядке. Если жильцы дома внимательно изучили договор и не нашли соответствующий пункт, нужно провести общее собрание собственников (ст. 44-48 ЖК РФ). На этом собрании в присутствии представителей УК следует поставить вопрос об обоснованности предложенного тарифа на содержание дома.

В случаях, когда тариф явно завышен, большинством голосов принимается решение об установлении новой стоимости.

Подробности содержатся в статье «Повышение тарифов ЖКХ в 2022 году».

Обжалование установленных тарифов на коммунальные услуги

Все споры и разногласия по вопросам регулирования тарифов рассматриваются в соответствии с  и . Основанием для рассмотрения является заявление, поданное в 3-месячный срок с момента нарушения.

Предпосылкой для подачи заявления может быть экспертиза тарифов, которая подтвердит несоответствие нормам законов и необоснованность цены, а также выявит причины, повлиявшие на это. Заключение экспертов будет рассматриваться антимонопольной службой как доказательство нарушения законодательства, поэтому все сведения, приложенные к заявлению, должны быть достоверными.

Поскольку на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы указан полный , гражданам несложно узнать, куда жаловаться на тарифы на ЖКХ в конкретном регионе РФ.

При расчете затрат на услуги, предоставляемые ТСЖ и УК в качестве поставщика с последующей оплатой РСО, неправомерным превышением тарифов можно считать сумму, которая выше установленных на региональном и федеральном уровне цен на коммунальные услуги.

Согласно ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, за данное нарушение взыскивается штраф в пользу каждого жильца в размере 50% от суммы превышения.

Узнайте больше о том, куда жаловаться на управляющую компанию.

Заключение

Услуги ЖКХ можно разделить на 2 категории: жилищные и коммунальные. В зависимости от этого формируется стоимость. Качество и доступность услуг во многом влияет на условия проживания гражданин, поэтому обоснованные и доступные тарифы необходимы обществу и должны соответствовать запросам жильцов. Уголовная ответственность за завышение тарифов ЖКХ не предусмотрена, но государство устраняет нарушения в этой сфере другими способами по заявлению собственников или нанимателей жилья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: