Какие закон устанавливает права на работу при регистрации в РФ

Какие закон устанавливает права на работу при регистрации в РФ

В России предусматривается необходимость оформления постоянной или временной регистрации для каждого гражданина. Это необходимо для осуществления учета миграции и передвижения граждан.

Прописка потребуется не только жителям страны. Обратиться в ФМС должны лица, которые прибыли на территорию государства для трудоустройства.

Многие работодатели предъявляют в качестве обязательного требования к кандидатам наличие прописки. Необходимо знать особенности права на работу при регистрации в РФ.

Законодательная база

В соответствии с законом, пропиской или регистрацией является прикрепление человека к определенному месту проживания, пребывания. На основании таких данных можно отслеживать, как перемещается по территории страны гражданин или иностранец. При этом сама прописка не исключает прав для смены места жительства.

Прописка, которая была предусмотрена еще в Советском Союзе, была отменена в 2022 году. После этого процедура стала называться регистрацией. Она не представляет особых затруднений и отличается бесплатным предоставлением по сравнению с другими государственными услугами.

Регулирование вопросов регистрации производится несколькими законодательными нормативно-правовыми актами.

Среди них выделяют:

  • Гражданский кодекс РФ с освещением основных прав и свобод граждан РФ и приехавших в страну лиц;
  • Жилищный кодекс РФ для освещения жилищной стороны вопроса;
  • Федеральный Закон №5242-1, изданный 25 июня 2022 года о праве на свободу перемещения лиц и смену места их проживания;
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ, в котором отражается ответственность за незаконное пребывание в жилом помещении;
  • Уголовный кодекс РФ, предусматривающий наказание за нарушение правил прописки.

Обязательна ли прописка при трудоустройстве

В условиях российской экономики многие россияне должны работать в удалении от дома. Многие стремятся покорить столицу, Санкт-Петербург. Для некоторых привлекательными являются северные регионы. Даже областные центры имеют больше возможностей для устройства на работу.

Эксперты отмечают, что если такие тенденции будут наблюдаться и дальше, Российская Федерация ощутить повторную волну внутренней миграции трудового характера. При переезде в новый населенный пункт многие прибывшие ощущают дискриминацию и притеснение. Они связаны с тем, что временная регистрация, дающая право на проживание, отсутствует.

При смене места жительства в поисках работы о прописке граждане думают в последнюю очередь. Основным для них остается трудовая деятельность, которая и даст необходимость остаться в городе. Но с другой стороны, работодатели не осуществляют прием лиц, не имеющих постоянной или временной регистрации.

По закону требовать от граждан наличие прописки работодатель не вправе. Эти нормы отражаются в Трудовой кодексе РФ.

В соответствии со статьей 65 для составления трудового договора с человеком потребуется:

  • паспорт для удостоверения личности принимаемого на работу;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • трудовая книжка (при наличии у человека стажа, раннем осуществлении трудовой деятельности и приеме на работу не по совместительству);
  • военный билет (для мужчин);
  • диплом или другой документ, подтверждающий наличие соответствующего занимаемой должности уровня образования и квалификации;
  • справка, подтверждающая отсутствие судимости.

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Образец разрешения на работу в РФ

Список документов является исчерпывающим. Работодатель может сократить его, попросив предоставить только паспорт, СНИЛС и трудовую книжку. Но при этом дополнять его новыми бумагами ему запрещено.

В соответствии с этим временная или постоянная прописка не должны проверяться в ходе приема на работу. При их отсутствии право на осуществление трудовой деятельности должно быть сохранено. Прямо эта норма прописывается в статье 64 Трудового кодекса РФ.

Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора

Абсолютно идентична позиция по данному вопросу у Верховного суда РФ. 17 марта 2022 года он постановил признать отказ работодателя неправомерным, если он основывается на отсутствии штампа о регистрации по месту проживания или свидетельства о пребывании. В этом случае нарушается право граждан России на свободу передвижения и выбор места проживания, которое гарантируется в Конституции РФ. Кроме того, противоречия появляются с нормами Трудового кодекса.

При приеме российских граждан и иностранцев требование иметь регистрацию может быть скрытым. В этом случае соискателю нужно настаивать на выдаче мотивированного письменного отказа в приеме на работу. Это право дается ему в соответствии со статьей 64 Трудового кодекса РФ. Документ разрешается направить в суд для обжалования решения.

Если в ходе рассмотрения дела будет определена вина работодателя, он привлекается к административной ответственности. Она наступает в рамках статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В этом случае должностное лицо за нарушение закона заплатит штраф не менее одной и не более пяти тысяч рублей. Санкции для юридических лиц повышаются до суммы от 30 до 50 тысяч рублей.

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Права на работу при регистрации в РФ для иностранных граждан

На практике нередко можно столкнуться с тем, что работодатели перестраховываются при приеме иностранцев. Однако они имеют полноценные права на работу при регистрации в РФ и наличии вида на жительство.

Видом на жительство называют документ, который является подтверждением законности проживания лица, приехавшего из-за границы на территорию России. Также документ дает возможность свободного выезда и въезда в страну. Кроме того, на его основании можно подтвердить личность иностранца.

Выдача вида на жительство осуществляется на пять лет. После этого можно продлить его на аналогичный срок, обратившись за два месяца до окончания его действия. Посещать ФМС для этого можно неограниченное число раз. Получение разрешения доступно не всем лицам. Для этого иностранцу нужно прожить в стране более года по РВП.

Некоторые люди могут получить документ без оформление разрешения на временное проживание. Это предусматривается для граждан Белоруссии и Туркменистана. Также переселенцы из последнего могут рассчитывать на более лояльное отношение. Кроме того вид на жительство легче получить специалистам, имеющим высокий класс, категорию, членам их семей.

Выдача производится в соответствии с ФЗ №115, изданным 25 июля 2022 года, а также регламентом для работников ФМС. Перечень лиц, которые не должны получать разрешение, также отражен на законодательном уровне.

В него входят:

  • дипломаты и послы;
  • специалисты консульств;
  • работники, трудящиеся в международных организациях;
  • журналисты, имеющие аккредитацию;
  • участники программ по возвращению на родину россиян;
  • российские студенты, которые хотят поработать в период каникул;
  • преподаватели и ученые;
  • зарубежные поставщики оборудования, установленного на российских предприятиях.

В соответствии с законом все иностранцы могут быть:

Временно пребывающий Приезжают по визе или без нее на срок не более 90 дней с возможностью заключения трудового договора на год.
Временно проживающий С разрешением находиться в стране в течение трех лет с ежегодным обращением в ФМС для продления статуса.
Постоянно проживающий Имеющие вид на жительство в России.

При приеме граждан других государств на работу учитывается их статус. Трудоустройство производится в том же порядке, что и при оформлении россиян. Кроме того им предоставляются аналогичные социальные гарантии.

Вид на жительство дает право подтвердить постоянное нахождение, свободное перемещение, въезд и выезд. Разрешение на работу при его наличии не требуется.

Выделяют несколько пунктов, которые должны соблюдаться при приеме на работу иностранного гражданина:

  1. Сначала запрашиваются документы. Подтверждение воинского учета не нужно. В момент заключения договора оформляется страховое свидетельство СНИЛС.
  2. Далее проверяется срок действия вида на жительство. Он должен быть оформлен на законодательно утвержденном бланке.
  3. С работниками заключается трудовой договор на определенный срок или без него.
  4. Издается приказ о трудоустройстве, который передается на ознакомление работнику в течение трех дней с момента издания.
  5. При отсутствии трудовой книжки производится ее оформление.
  6. У иностранца должна быть в наличии личная карточка.

После получения вида на жительство иностранцы становятся резидентами. Они должны платить налог, размер которого определен на уровне 13%.

Есть ли ответственность за отсутствие прописки

Получение прописки на территории Российской Федерации обязательно. Если она будет отсутствовать, предусматривается административная ответственность.

За фиктивную или с истекшим сроком действия прописку иностранцу могут отказать в дальнейшем во въезде на территорию государства. Ему придется заплатить штраф.

Сумма варьируется в пределах от двух до пяти тысяч рублей. Она зависит от места проживания лица. Но ответственность предусматривается для всех нарушителей без исключения.

Для исключения вероятности возникновения проблемных моментов иностранец должен своевременно позаботиться о наличии прописки. В противном случае в трудоустройстве ему будет отказано.

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В базе данных содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

дата и место рождения;

пол;

адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано);

реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) — при снятии с регистрационного учета умершего;

наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, — при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: