Основные сведения о кадастровой стоимости земельных участков

Кадастровая оценка земли: порядок проведения и методы расчета стоимости земельных участков

На протяжении долгих лет для целей налогообложения государство использовало понятие инвентаризационной стоимости земли. Она была далека от рыночной цены, поэтому суммы земельного налога оказывались крайне несущественными. Ситуация кардинально изменилась, когда в правовую практику вошло понятие «кадастровая стоимость земли», значительно приблизившаяся к рыночной цене. И теперь размер платежей, привязанных к результатам кадастровой оценки земель, может оказаться внушительным. Рассмотрим подробнее, каковы особенности кадастровой оценки для разных типов земель, как она проводится, а главное — почему важно, чтобы сведения в Едином реестре соответствовали реальной стоимости участка.

Что такое кадастровая оценка и для чего она нужна Государственный земельный кадастр (реестр) представляет собой систематизированный и упорядоченный перечень всех участков земли на территории России. Иными словами, это база данных всех территорий. У каждого участка — собственное описание и сопроводительные документы. Тотальный учет позволяет оценивать использование земель, выявлять тенденции и избегать нарушений. Кроме того, каждый земельный участок — это еще и объект недвижимости, который можно продать или купить. В этой ситуации встает вопрос об определении стоимости. Во избежание разногласий проводится кадастровая оценка земель.

Кадастровая стоимость — это одна из главных характеристик участка. Кадастровая оценка земельных участков позволяет эту стоимость выявить и официально зафиксировать. Это необходимо для решения целого комплекса задач:

  • На уровне государства — для создания единой системы налогообложения земель, которые находятся в государственной или частной собственности, что позволяет максимально точно вести исчисление налога, наполнять бюджеты, составлять прогнозы в части налоговых сборов.
  • На уровне субъектов РФ — для принятия решений о рациональном использовании участков, приватизации, распределении и перераспределении, выдаче разрешений на строительство — словом, для эффективного управления землями.
  • На уровне частных владельцев — для справедливого расчета налогов, для определения рыночной стоимости, для проведения купли-продажи, передачи в аренду, инвестиций в земельные участки и пр.

Земельные участки, которые прошли кадастровую оценку, вносятся в Единый реестр с указанием не только выявленной стоимости, но и собственника. Выписка из реестра является прямым подтверждением правомерности использования земли. Указанная сумма используется для исчисления имущественного налога. Кадастровая оценка земли и недвижимости проводится перед любыми сделками: продажей, дарением, сдачей в аренду. Этот показатель необходим для начисления арендной платы за пользование государственными землями. Исходя из него, рассчитываются государственные субсидии. Кадастровая стоимость становится стартовой ценой при выставлении земель на торги.

В России разработано и внедрено в практику большое количество федеральных законов, стандартов и постановлений, касающихся оценки земель. Среди них:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 29 июля 2022 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 3 июля 2022 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (действует с 2022 года за исключением положений о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки, вступающих в силу с 2022 года);
  • Федеральный закон от 24 июля 2022 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2022 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 2022 года за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2022 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2022 года № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2022 года № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2022 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»; Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2022 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2022 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (действует с 2022 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2022 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (действует с 2022 года); Постановление Правительства РФ от 25 августа 2022 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2022 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) «Цель оценки и виды стоимости»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) «Требования к отчету об оценке»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4) «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Таким образом, законы и нормативные акты определяют, кто вправе проводить оценку, как часто, какими методами, по какому алгоритму и т.д. Серьезный подход позволяет выявить объективную стоимость, предотвратить нарушения и факты незаконного использования или продажи земель.

Порядок проведения процедуры

В настоящее время функция проведения государственной кадастровой оценки земельных участков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России. Вступивший в силу с 2022 года Федеральный закон № 237-ФЗ предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и наделение полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Ответственность за работу государственных структур по проведению кадастровой оценки закон возлагает на региональные органы власти. Согласно новому документу оценка по новым правилам во всех субъектах Российский Федерации будет проводиться с 2022 года, но регионы по своему усмотрению могут перейти на новый формат работы уже с 2022 года. Государственную оценку земель следует проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет — единовременно для всех земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен срок — не реже 1 раза в 3 года. Периодичность обусловлена меняющейся ситуацией на рынке недвижимости и общей экономической обстановкой. Решение о проведении оценки стоимости земли принимает уполномоченный орган субъекта РФ, он же готовит список участков. Далее территорию делят на оценочные зоны. Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как «условно незастроенный». Можно выделить следующие этапы проведения процедуры:

  • подготовка информационной базы: анализ конъюнктуры местного рынка земель, диапазона цен на участки земель различных категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики и т.д.;
  • разделение территории, подлежащей оценке, на зоны и кварталы;
  • формирование и обоснование стоимостных показателей, которые будут использованы в кадастровой оценке; определение стоимости земли внутри каждой зоны;
  • оформление результатов кадастровой оценки земель, внесение в Государственный земельный реестр.

Для получения объективных сведений о стоимости земли, правильного исчисления налога, продажи (покупки) земли за справедливую цену и т.д. требуется четко регламентированный порядок проведения кадастровой оценки земель. Однако абсолютно четкой методологии в настоящее время не разработано, поэтому проведение независимой оценки в коммерческой организации часто помогает оспорить установленную кадастровую стоимость. Если собственники земли, не согласные с кадастровой оценкой своего объекта, смогли ее оспорить или же регистрирующий орган самостоятельно установил ошибки, делается перерасчет земельного налога (ЗН).

Методы оценки кадастровой стоимости земельного участка

Помимо кадастровой стоимости земель существует понятие стоимости рыночной. Основное отличие кадастровой оценки от рыночной в том, что в первом случае определяется стоимость группы объектов, а во втором — одного конкретного объекта. Это позволяет лучше учесть все факторы, влияющие на стоимость. С учетом спроса и предложения, сезонности и конкурентоспособности определяется как кадастровая, так и рыночная стоимость.

Это более гибкий показатель, который отражает такие факторы, как сезонность, конкурентоспособность объекта оценки, цены на аналогичные участки. Рыночная стоимость земельного участка не может превышать цену покупки аналогичного объекта. Важной цифрой для расчетов является удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Его определяют для разных категорий земель, видов использования или отдельных кадастровых кварталов на основе методических рекомендаций для каждой категории. Итоговая стоимость участка складывается в результате умножения площади на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Если объект предусматривает несколько видов разрешенного использования, следовательно, несколько удельных показателей, среди них выбирают максимальный.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость земельного участка, являются:

  • Вид разрешенного использования — устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления.
  • Площадь земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.

Отнесение земельного участка к конкретному виду использования подчинено правилам. Если на земле размещены объекты недвижимости, то назначение участка должно соответствовать использованию этих объектов.

При проведении оценки земли могут использоваться два метода: доходный и сравнительный.

  1. Сравнительный подход используют для оценки типовых участков земли, рыночная стоимость которых хорошо известна. Подход основан на сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков (принцип замещения). Для сравнения подбирают от 3 до 5 аналогов. Соответственно, подход можно применять только в тех случаях, когда на рынке присутствуют предложения о продаже аналогичных участков.
  2. Доходный подход основан на определении сумм предполагаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земли. Рассчитать их можно, опираясь на данные о ранее полученных доходах. Очевидно, что метод применим только к тем объектам, которые приносят владельцу прибыль.
    Вне зависимости от выбранного метода оценщик в работе использует такие данные, как наличие объектов инфраструктуры, коммуникаций, тип рельефа, состояние почвы и т.д. Его задача — определить реальную цену земли максимально объективно.

Особенности кадастровой оценки земель разного назначения

Расчет кадастровой стоимости зависит от назначения земельного участка. Так, если речь идет о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сельских и городских поселений, садоводческих объединений и т.п., используют данные статистики рыночных цен на подобные объекты, а также данные по другим методикам оценки земли. Это означает, что для таких участков преобладает сравнительный подход. Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель, расположенных вне городских и сельских поселений, земель лесного фонда происходит по доходному подходу — в расчет идет показатель рентного дохода. Он, в свою очередь, зависит от плодородия почвы, технологических свойств, местоположения и других факторов. Для каждого фактора выводят свои интегральные показатели. Кадастровая оценка участков земли за пределами городской черты, относящихся к другим категориям, проводится на основе капитализации расчетного рентного дохода (если земля приносит доход). Это, в частности, касается объектов рекреации, недропользования и т.п.

Правила и условия внесения изменений в Единый государственный реестр земель

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в результате оценки, вносятся в Единый государственный реестр земель. Однако со временем данные могут меняться — иногда это происходит до того, как подходит срок проведения очередной оценки. Например, гражданин изменил вид разрешенного использования земли и получил право на уменьшение суммы налога. Однако перерасчета не будет до тех пор, пока изменения не найдут отражение в Едином реестре. Во избежание противоречий, которые могут препятствовать сделкам купли-продажи и другим операциям с недвижимостью, закон предусматривает досрочное внесение изменений в кадастр.

Делать это можно в следующих случаях:

  • при изменении площади участка;
  • при изменении адреса или описания расположения земли;
  • при появлении (исчезновении) на участке лесных, водных и иных природных объектов;
  • при переводе земли из одной категории в другую;
  • при ограничении или изменении прав собственника.

Заявить о внесении изменений в Единый реестр может только собственник участка или его представитель с нотариально заверенной доверенностью. Заявителю необходимо документально оформить изменения, подлежащие внесению в реестр. Например, если речь идет о переводе земель в новую категорию, следует получить акт органов местного самоуправления о согласовании нового способа использования земли. С этим документом и заявлением собственник обращается в управление Росреестра. После того как изменения внесены, ему необходимо получить в территориальной кадастровой палате выписку и убедиться, что внесенные сведения соответствуют действительности.

На практике каждый случай индивидуален, поэтому для правильного оформления документации и совершения любых операций, связанных с землей, рекомендовано прибегать к помощи квалифицированных специалистов. Вопросам установления объективной кадастровой стоимости земли следует уделить первоочередное внимание. Неправильная кадастровая оценка или неактуальные сведения в реестре приводят к тому, что собственник платит повышенную сумму налога или недополучает средства от коммерческого использования земли. Вот почему важно не только своевременно отслеживать ситуацию на земельном рынке, но и пользоваться услугами профессиональных оценщиков с большим опытом.

Источник: Комсомольская правда

Кадастровая стоимость земли

Для большинства собственников земельных участков большой неожиданностью является расчет налога на землю, который предъявляет ИФНС — налоговый официальный государственный орган. В чем причина такого расчёта, и есть ли тут ошибка? Именно кадастровая стоимость земли является основной для расчёта налоговой ставки, и кроме этого точная оценка земельных участков позволяет разработать экономическую стратегию развития как региона в целом, так и отдельного гражданина. Кадастровая стоимость земли формирует инвестиционную привлекательность региона, позволяет представителям крупного бизнеса покупать земли, развивать собственный бизнес на территории страны.

Узнайте вашу точную кадастровую оценку земли и закажите иные документы Госкадастра здесь.

Как определяется кадастровая стоимость земли

Госкадастр определяет уточнённую кадастровую стоимость земли по специальной технологии или методике, которая есть общей для всех регионов России с некоторыми поправками. Главная особенность оценки кадастровой стоимости это отличие от реальной рыночной цены, при этом разница между показателями не должна быть в пределах 30%. Если вы заметили такую разницу, необходимо оспорить кадастровую стоимость путём обращения в соответствующую комиссию по оценке в Роскадастре.

Официальным документом, где отражается стоимость земли, согласно Роскадастру, является только выписка из Росреестра, причём электронный вариант и бумажный тип должны иметь официальную печать электронного вида или стандартную гербовую. На основании кадастровой выписки из ЕГРН вы можете оспорить стоимость в специальном отделе Росреестре. Сегодня Госкадастр допускает оспаривание стоимости, и с 2022 года, любая оценочная работа по кадастру будет проводиться только через государственный оценочный комитет при Росреестре. Никто иной не имеет права осуществлять оценку недвижимости.

Параметры, влияющие на кадастровую стоимость земли

Если вы увидите одну цену на землю из кадастра, а рыночная будет отличаться, то на порядок формирования ценообразования влияют некоторые факторы:

  • Характеристика земли.
  • Дата ввода в Росреестр земельного участка.
  • Наличие транспортной инфраструктуры.
  • Наличие инженерной инфраструктуры.
  • Экологические стандарты для земельного участка.
  • Региональная привязка.
  • Инвестиционная привлекательность.

Региональная привязка предусматривает введение определённого коэффициента, который используется в каждом регионе по специальным учётным параметрам. Самый высокий коэффициент имеют Москва, Санкт-Петербург, а также город федерального значения Севастополь. Иные регионы имеют пониженный или стандартный коэффициент учета. Согласно методике и правилам регламента закона, предусмотрено периодический вариант пересмотра оценки земли, который должен проводиться 1 раз в 3-5 лет. Если вы владеете землёй, рекомендуем вам обновлять сведения по кадастровой стоимости, путём заказа выписки из ЕГРН, где вам будет указана официальная кадастровая стоимость по учетным параметрам в Госкадастре.

Статьи на тему:

Многие из нас знают, как дорог каждый день, когда под рукой нет необходимого пакета документов, в частности, для имущественного права — квартиры, комнаты, гаража, земельного участка нужно кадастровый паспорт сделать срочно в день обращения через специальную форму на нашем сайте.  Основная функция…

Получить кадастровый паспорт онлайн О том, стоит ли получить кадастровый паспорт онлайн, бытует множество мнений. И те, которые заказывали указанную услугу, только положительно отзываются об этом. Почему? Испытав на себе всю простоту обработки документов, уже не хочется вдаваться в…

Где заказать кадастровый паспорт на квартиру? Как можно решить вопрос с получением кадастрового паспорта, который необходим как основной документ любого имущественного права на территории России. Для этих целей вам необходимо заказать кадастровый паспорт, который выдаёт официальный орган в лице…

Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка

Недвижимость — это объект, имеющий свою цену, характеристику. Каждый земельный участок имеет свои индивидуальные характеристики. К таким характеристикам, в том числе, относятся: категория земельного участка и вид разрешенного использования. В соответствии с назначением земли и видом его использования и рассчитывается кадастровая стоимость конкретного земельного участка..
Кадастровая стоимость – это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в отношении вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик
. Определение кадастровой стоимости земельного участка производится строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, порядок определения и расчёта кадастровой стоимости подробно регламентирован и состоит в следующем:

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

2. Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит перечень всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.

3. Отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки.

4. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.
Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.
Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше
.

5. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.

6. Утверждение органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости.

7. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:

· его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;

· размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (распоряжения о предоставлении земель? договоры аренды и купли-продажи, акты выбора земельного участка и др.). Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам.Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению возведенного в установленном порядке объекта недвижимости на данном земельном участке.В свою очередь, функциональное назначение объекта определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Приведем пример, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе № 7 — Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил
.

Как рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ)

Дата публикации материала: 4 сентября, 2022 / Последнее обновление: 25 марта, 2022

Один раз в пять лет проводится ревизия земель, в результате которой осуществляется установление кадастровой стоимости на земельные массивы огромной площади.

Установленная путём оценки (переоценки) стоимость отражается на сумме налоговых оплат землевладельцев, а также – на установлении рыночной стоимости каждого ЗУ, расположенного в этом массиве.

Естественно назначение стоимости производится не произвольно, а в соответствии с определённым алгоритмом, который позволяет опираться на достоверные условия, при произведении расчётов. Они определены соответствующими нормативами и дают возможность перепроверить и проконтролировать правильность установленной на ваш участок стоимости.

Основные положения, определяющие понятие кадастровой стоимости ЗУ

Кадастровая стоимость земли – это расчётная величина, которая обусловлена порядком совокупности качеств и свойств, определяющих степень её полезности, ценности и эффективности в применении. Она назначается в порядке Государственной кадастровой оценки (ГКО) земель, вычленяя из установленных унифицированных величин частную стоимость каждого ЗУ.

Её установление производится не реже раза в пятилетку, что говорит о том, насколько важен контроль хозяйствующего субъекта за этой сферой экономики. Это не удивительно, так как земельный ресурс самым непосредственным образом отражается на благополучии региона и федерации в целом.

На основании установленной кадастровой стоимости устанавливается сумма земельного налога, который поступает в региональный или федеральный бюджет. На этом же основании представляются суммы выплат, которые определяют для граждан возможность выкупа земельного участка с целью его оформления в собственность.

Необходимость переоценки кадастровой стоимости обусловлена и тем, что в течение 5 лет могут произойти изменения, повлиявшие на общий контекст массива земель. Например, он может подлежать в течение этого периода обработке, что приведёт его к качественному изменению, а соответственно – к изменению стоимости.

Возможно развитие инфраструктуры поблизости от земель, выделенных ранее по низкой цене, что также отразится на их стоимости в настоящем. Отдельные ЗУ могут подлежать изменению их целевого назначения или разрешённого использования, что также повлияет на кадастровую стоимость.

Если проведение оценки продиктовано необходимостью, связанной с развитием инфраструктуры или иными преимуществами земель, стоимость которых может быть пересмотрена в сторону её увеличения – ревизию можно провести через 3 года. Раньше чем через 3 года и позднее чем через 5 лет ревизию и переоценку земель проводить недопустимо.

Как видно, на установление кадастровой стоимости ЗУ влияют многочисленные факторы. Все они тщательно анализируются и учитываются при проведении оценки. Тем не менее, практически каждый собственник или землевладелец имеет возможность перепроверить или проконтролировать адекватность установленной стоимости.

Ниже вы можете увидеть государственное постановление о кадастровой стоимости земельного участка:

Пошаговая инструкция

Определение кадастровой стоимости

Рыночная оценка земли в регионе устанавливается в результате проведения кадастровых работ. Их проведение инициировано со стороны Федеральной или муниципальной власти. Кто определяет и устанавливает стоимость в регионе?

После осуществления ревизии земель, областной исполком в лице губернатора области изучает и анализирует ситуацию с земельным ресурсом, а затем устанавливает среднюю кадастровую стоимость в регионе.

На основании установленной базовой (средней) стоимости, производится дифференцированный подсчёт, который определяет остальные ценовые варианты в соответствии с зонированием. Каждая установленная зона имеет свои дефиниции, которые определены:

  • целевым назначением ЗУ;
  • разрешённым использованием;
  • наличием обременений.

Кроме этого значимую роль играет близость (отдалённость) ЗУ:

  • от инфраструктуры;
  • от коммуникационных сетей;
  • от транспортных сообщений.

Вышеприведённые показатели играют роль коэффициента, который определяет увеличение или уменьшение среднестатистической стоимости земель по региону и закрепляет сведения по оценке за кадастровыми кварталами.

В зависимости от целевого назначения земель, на определение стоимости окажут влияние различные показатели.

Например, для земель, предоставленных под ЛПХ, наиболее значимую роль будут играть показатели плодородия почв, а для ЗУ предоставленных под ИЖС влияние окажет развитие инфраструктуры, приближенность к центру и статус поселения. Больше о заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка читайте тут.

Необходимые документы

Для того чтобы рассчитать кадастровую стоимость ЗУ, понадобятся следующие документы:

  1. Технические документы ЗУ, в частности межевое дело, где указана общая площадь участка, целевое назначение земель.
  2. Кадастровый паспорт, в котором указан удельный показатель кадастровой стоимости ЗУ.
  3. Межевой проект с указанием зон застройки в указанном кадастровом квартале.
  4. Градостроительный план, который указывает подробности инфраструктуры кадастрового квартала.
  5. Технические документы на объект недвижимости, возведённый в зоне ЗУ.

На основании указанных документов можно произвести расчёты, которые дадут информацию о том, к какому типу разрешённого использования по строгой дефиниции относится вверенный вам участок. Здесь могут быть определены незначительные на первый взгляд отличия, которые по существу категорически изменяют кадастровую стоимость участка.

Естественно, что перечисленные документы являются дорогостоящими, долго подготавливаются, а для получения некоторых из них требуется специальное разрешение администрации. Поэтому вам будет достаточно получить выписки с указанием необходимых данных.

Для получения выписки потребуется гражданский паспорт и право удостоверяющий документ.

Сроки выдачи справки о стоимости земельного участка, которая будет оформлена в виде выписки: от 5 рабочих дней до 21 рабочего дня.

Формула расчета

Чтобы на практике узнать,  как определяется кадастровая стоимость земельного участка, Вы можете воспользоваться методикой расчёта кадастровой стоимости ЗУ, которая представлена на официальном сайте Росреестра по электронному адресу: http://www.rosreestr.ru/.

Универсальной является методика, которой пользуются профессиональные оценщики. Выявив удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале, они определяют его в качестве базовой единицы. Далее они выявляют произведение базовой единицы на их количество, составляющее объём отдельного участка (площадь объекта недвижимости).

В кадастровых кварталах базовые величины совпадают по принципу подобия и определяются в соответствии с методиками, учитывающими все характеристики окрестных земель.

При этом для того, чтобы посчитать используют определённые формулы. Они достаточно сложны и профессиональное их использование доступно кадастровым инженерам. Вам пользоваться данными формулами можно, но позиционировать результаты расчётов в качестве альтернативы установленной в результате ГКО стоимости, нецелесообразно.

Величина кадастровой стоимости ЗУ рассчитывается из среднестатистической величины удельной стоимости по региону.

Для расчёта среднестатистической величины используется базовая формула, согласно которой её результат определяется как средняя величина (частное) общей стоимости земель в регионе и общей площади региональных массивов.

Таким образом, мы можем получить базовый (тестовый) удельный показатель для всего земельного массива региона. От этого показателя производится последующий расчёт по многочисленным формулам. Каждая формула прибавляет к базовому удельному показателю коэффициенты в зависимости от преимуществ, присутствующих в зоне массива или в кадастровом квартале.

В том случае если преимущества отсутствуют или территориальная зона относится к числу проблемных участков, коэффициенты вычитаются из базовой стоимости.

Требуются основания!

Основания для проведения ГКО ЗУ определяются потребностью в ревизии определённых участков земель или установленным планом. Проведение оценки осуществляется на основании специального Приказа, который имеет статус номенклатурного документа.

Он может быть составлен как Федеральным, так и муниципальным органом власти. В приказ входят данные из источников ГКН по землям, в отношении которых возникла необходимость проведения оценки.

Кроме этого, проведение оценки не допускает сторонних лиц к участию в процессе. Приказ о назначении ревизии земель определяет также лиц – членов ревизионной комиссии, которые будут проводить соответствующую процедуру.

К их числу относятся компетентные и опытные специалисты, которые выверяют и анализируют условия содержания и развития земельного ресурса в регионах, а так же рассматривают возможность повышения кадастровой стоимости земель в тех или иных зонах развития региона.

Порядок и процесс проведения ГКО

Он заключается в нижеследующем:

  1. На основании Приказа, изданного органом власти РФ или муниципалитетом, составляется список исполнителей работ по ГКО, а также список земельных массивов, подлежащих оценке.
  2. Специалисты ГКН подготавливают сведения об избранных для ревизии массивах и классифицируют сведения о них по кадастровым кварталам.
  3. Отдельным приказом привлекается оценочная организация, которая участвует в конкурсе, объявленном на получение заказа ГКО.
  4. Она анализирует ситуацию в соответствии с представленными из ГКН сведениями и, пользуясь регламентированными методиками и нормативными формулами, производит расчёты и перерасчёты стоимости земель.
  5. Полученные данные и результаты оценки оформляются соответствующим отчетом.

Результаты и отчёты

Утверждаются губернатором области. В течение 10 рабочих дней они должны быть переданы в ГКН, где на протяжении 6 месяцев после их утверждения областным исполкомом они вносятся в учётные записи кадастра региона.

Все полученные сведения должны быть опубликованы в местной прессе и представлены на официальном сайте Росреестра. Граждане должны быть информированы о полученных результатах надлежащим образом, так как они имеют право в течение полугода, пока записи полностью не урегулированы в новом ценовом контексте, вносить изменения и поправки.

Удельный показатель

Это – важная составляющая величин, входящих в понятие кадастровой оценки и переоценки. Она включена в данные кадастрового паспорта на ЗУ наряду с общей кадастровой стоимостью участка и определяется стоимостью 1 м 2 земли в вашем кадастровом квартале.

Для того чтобы её обнаружить в кадастровом паспорте, нужно раскрыть раздел В 1 и посмотреть сведения, указанные в пункте 13.

По правилам, именно из удельных показателей кадастровой стоимости исходит её общая стоимость при переоценке или перепроверке данных. Если вы обнаружили, что стоимость вашего земельного участка резко возросла – в первую очередь проверьте её удельный показатель.

Если именно он непомерно высок, значит – ошибка произошла в контексте разрешённого использования ЗУ. Если он не отличается от предыдущего показателя принципиально, но общая стоимость завышена, значит – ошибка кроется в определении общей площади участка.

В обоих случаях вам придётся обращаться в специализированную комиссию с заявлением об исправлении ошибки. Но определив её по удельному показателю, значительно проще будет разыскать нюансы, которые её спровоцировали.

Комиссия по оценке

В течение 6 месяцев со дня опубликования результатов ГКО принимает претензии землевладельцев. Обнаружив ошибку, вам надлежит обратиться в уполномоченную комиссию с запросом о рассмотрении неправомерно назначенной общей кадастровой стоимости или её удельного показателя.

Для того чтобы обратиться в комиссию, напишите заявление на имя председателя комиссии и представьте документы, которые подтверждают ваш статус правообладателя участка. Обращение в комиссию недопустимо со стороны третьих лиц, обращаться с запросом необходимо лично. В заявлении необходимо обосновать, на каком основании вы считаете, что выданные вам сведения являются ошибочными.

Если в решении вашего вопроса вам будет отказано, на основании отказа вы можете предъявить иск в суд. В таком случае председатель комиссии выступит в качестве ответчика в суде. При подаче иска в суд возьмите в Росреестре выписку об оценке вашего участка.

Как правило, при обнаружении ошибки, которая отличается от актуальной стоимости не более чем на 30%, комиссия принимает самостоятельное решение об изменении кадастровой стоимости.

В других случаях приходится прибегать к услугам профессиональных независимых экспертов и предоставлять выданное ими заключение.

В некоторых случаях, когда возникают обстоятельства, нанёсшие урон плодородию почв или аналогичные им, появляется необходимость изменения кадастровой стоимости в связи с произошедшими изменениями в структуре почвы, утратившей некоторые полезные свойства и позитивные характеристики.

Такие случаи допускают изменения кадастровой стоимости в течение 5 лет, но до начала назначения новой стоимости.

Оценка ЗУ для оспаривания

Проводится во всех случаях, которые требуют обращения в суд, а так же в некоторых случаях при обращении в комиссию ГКН.

Профессиональный оценщик имеет право:

  1. По своему усмотрению использовать подходящую для конкретного случая методику расчёта. Она может оказаться альтернативной в сравнении с той методикой, которая использовалась при ГКО земель.
  2. Требовать разъяснения по применению используемых в порядке ГКО методик.
  3. Запросить любую необходимую информацию от организаций или третьих лиц, имеющую отношение к исполнению заказа.
  4. Требовать оплаты расходов за проведение экспертизы со стороны заказчика.
  5. Требовать вознаграждение за исполнение заказа.
  6. Отказаться от исполнения заказа при условии нарушения условий договора со стороны заказчика.

Экспертное заключение, выданное профессиональным оценщиком играет роль доказательной базы. Оно может стать убедительным аргументом для комиссии ГКН и способствовать исправлению ошибки допущенной при проведении расчётов. Кроме этого, оно сыграет решающую роль при рассмотрении вопроса в суде.

Заключение

Проведение мероприятий по оценке земельной собственности играет важнейшую роль федерального и муниципального значения. Не менее существенны результаты проведения оценки для граждан землевладельцев и землепользователей, так как на основании полученных данных будут начислены земельные налоги.

Кроме этого стоимость земли по кадастровой стоимости повлияет на возможность оформления земель путём выкупа. Поэтому в определённых случаях возникает необходимость для пересмотра установленной стоимости. Как произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка читайте здесь.

Переоценка и пересмотр стоимости может быть осуществлён уполномоченной комиссией Росреестра, которая в течение 6 месяцев после проведённой ревизии принимает претензии граждан и имеет право на исправление допущенных ошибок.

При отказе исправления допущенной ошибки со стороны ГКН правообладатели земельных участков имеют право обратиться к независимому оценщику и передать рассмотрение дела в суд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: