Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов

Земельный
эксперт

141832

Принят новый закон о прирезке земли

17 июня Президент РФ подписал новый закон, который своими положениями внес изменения в нормы Закона о кадастровой деятельности (ФЗ РФ № 221 от 24.07.2007) и Закона о государственной регистрации недвижимости (ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015) – ФЗ РФ № 150 (от 17.06.2022). Текст документа в этот же день опубликован на Центральном интернет-портале правовой информации.

Законопроект был предложен представителями Министерства экономического развития. Идея его возникла после детального анализа результатов кадастровых работ, осуществленных в 16 регионах страны.

По данным Росреестра, с момента принятия законов, обязующих проводить кадастровые работы для постановки на регистрационный учет, количество зарегистрированных в ЕГРН земель возросло на 20 %. Специалисты Росреестрапришли к выводу, что осуществление кадастровых работ позволяет существенно уменьшить количество судебных тяжб по земельным вопросам. Плюс они являются гарантом защиты имущественных прав собственников и позволяют местным органам власти более эффективно управлять территориями.

Условия нового закона упрощают процедуру проведения кадастровых работ. Теперь кадастровый инженер может воспользоваться для их осуществления данными технических паспортов и прочими документами на земельный участок.

Согласно принятому закону, если в ходе проведения кадастровых работ инженер обнаружит, что заказчик использует в реальности для своих нужд площадь большую, чем обозначена в документах, излишек можно будет оформить в пользование официально.

Нормативный акт устанавливает правила осуществления кадастровых работ в зависимости от типа земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем. Например, теперь они будут отличаться для земель, отведенных под огороды и садоводческие хозяйства и для участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Что такое прирезка?

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Правительство России постановлением № 2022 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2022 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос: Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ: Василий Петрович, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Образец документов

Список законов

  • Ст. 39.28 ЗК
  • Ст. 39.29 ЗК
  • Постановление Правительства РФ № 2022 от 3.12.2014

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов

Действующий Земельный Кодекс РФ регламентирует возможность для официального расширения участка земли заинтересованными гражданами. Это может быть осуществлено путем оформления прилегающих территорий. Соответствующие нормы утверждаются Федеральным Законом №171 от 23 июня 2022 года.

Под понятием прирезки понимается фактическое расширение участков земли за счет территорий, прилегающих к границам и находящихся в непосредственной собственности местных органов власти. Стоит отметить, что еще несколько лет назад такие действия считались незаконными.

Для понимания ключевых особенностей того, как происходит присоединение земельного участка к основному без торгов, необходимо ознакомиться с понятийным аппаратом, с основными процедурными моментами, с порядком подачи заявления и прочей документации, со сроками и стоимостью оформления, а также с возможными причинами отказа.

Что такое прирезка земли

Присоединение земельного участка к основному без торгов официально именуется прирезкой. Ранее аналогичные операции не могли осуществляться в законном порядке, однако, многие граждане не чурались охватывать дополнительные территории благодаря перестановке ограждений. Спустя некоторое время незаконно присоединённых участков стало настолько много, что компетентные инстанции приняли решение об изменении законодательства.

Благодаря этому в Земельном Кодексе Российской Федерации появилась глава №4, регламентирующая порядок перераспределения федеральных, муниципальных или частных участков земли. Стоит отметить, что земля за счет которой проводится процедура, не может относится к категории территорий общего пользования.

Другими словами, границы не могут выходить за так называемые красные линии, ограничивающие участки от дорог или иных объектов. Отдельными территориальными зонами в каждом конкретном случае считаются те территории, для которых определяются специальные границы и устанавливаются градостроительные регламенты.

Скачать бланк акта согласования границ земельного участка

Каждое заинтересованное лицо может получить актуальную информацию об отношении того или иного участка земли к территориальной зоне на официальном сайте местного муниципалитета. В подавляющем большинстве случаев на соответствующих ресурсах размещается карта с цветовыми обозначениями границ зон. Это позволяет гражданам найти пользователя земли и определить принадлежность к территориальной зоне.

Подать заявление на прирезку может непосредственный собственник участка земли, предназначаемого для ведения подсобного хозяйства, садоводства или строительства индивидуального формата. При этом после распределения площадь земли не может быть больше максимально допустимого размера, установленного нормами статьи действующего Земельного Кодекса РФ.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Процедура присоединения земельного участка к основному без торгов

Подавать заявления на присоединение участков могут только те владельцы земли, собственность которых предназначается для нужд садоводства, огородничества или строительства.

В данных рамках стоит выделить следующие три ограничения:

  • максимальный размер территории не может быть превышен не при каких обстоятельствах – другими словами, новообразованный земельный надел не может иметь параметры больше тех, которые регламентируются земельным законодательством;
  • новый участок должен в обязательном порядке находится в пределах одного города или области согласно статье 11.9 Земельного Кодекса РФ;
  • официальный процесс может осуществляться только в тех ситуациях, когда первоначальный участок имеет конкретные границы, а вся актуальная информация об этом была ранее внесена в единый кадастровый реестр.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Прирезка обычно оформляется на основании специального соглашения, заключаемого между заявителем физическим лицом и уполномоченным учреждением, в качестве которого может выступать местный муниципалитет. В любом случае необходимо составление заявления и подготовка сопровождающей правоустанавливающей документации. Также можно предоставить проект межевания территории.

Если последний документ отсутствует, то непосредственный заявитель должен в самостоятельном порядке позаботится об изготовлении официальной схемы расположения участка. Документ выдается уполномоченным представителем кадастровой палаты на основании геодезической проверки. 

Уполномоченный орган в течение месяца уполномоченная инстанция принимает решение о предоставлении права или об отказе в осуществлении процедуры. Исчерпывающий перечень оснований для отказа содержится в статье 39.29 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков

Заявление и прилагаемые документы

Стоит отметить, что каждая конкретная администрация устанавливает индивидуальную форму заявления. Она выдается на руки заинтересованного лица сразу после обращения. Перераспределение участков земли, находящихся в собственности частных лиц, происходит на основании утвержденного проекта межевания. При его отсутствии за основу принимается схема размещения участка на кадастровом плане.

Зачастую к заявлению прилагаются следующие документы:

  • выписка из единого государственного реестра о характеристиках земли и о наличии зарегистрированных прав собственности;
  • копия свидетельства о праве собственности или прочих правоустанавливающих бумаг, если право не было зарегистрировано в официальном порядке;
  • проект межевания конкретного участка земли;
  • схема расположения будущего земельного объекта, если нет указанного выше документа.

Скачать образец свидетельства о праве собственности на землю

Скачать форму межевого плана

Важно помнить о том, что схема расположения в рамках кадастрового плана должна быть в обязательном порядке подготовлена самим собственником. В подавляющем большинстве случаев такой документ можно заказать в территориальной геодезической компании или у уполномоченного кадастрового инженера из БТИ. Самостоятельно сформировать схему практически невозможно в силу того, что в данном случае требуется геодезическая съемка.

Образец выписки ЕГРН на земельный участок:

Сроки рассмотрения

Действующее федеральное законодательство, регламентирующее порядок решения земельных вопросов, устанавливает, что срок рассмотрения заявления о перераспределении территорий компетентными органами не может быть более 30 дней.

За установленные сроки местный муниципалитет выполняет следующие операции:

  • рассмотрение поданного заявления вместе с сопроводительной документацией и принятие решении об утверждении соответствующей схемы;
  • направление принятого решения в пользу заявителя;
  • направление согласия, на основе которого может быть официально заключен договор о перераспределении с учетом правил на межевание территорий.

Цена оформления

Правительство Российской Федерации в 2022 году приняло Постановление №1308 о правилах ценообразования на процедуры прирезки участков земли. В соответствии с рассматриваемым документом, функция по определению цены возлагается на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия собственника территории, входящей в федеральную собственность.

Размер выплат по данной операции может составлять 15% от общей кадастровой стоимости земельного участка, переходящего в собственность конкретного гражданина. Стоит отметить, что получить актуальную информацию о цене можно ознакомившись со сведениями действующего кадастрового паспорта и обратившись в территориальную кадастровую палату.

Стоимость

Стоимость участка земли, который планируется присоединить к уже существующему, устанавливается непосредственным собственником земли, в качестве которого выступает государство или органы местного самоуправления, в зависимости от принадлежности. Об этом в полной мере говорится в статье 39.28 Земельного Кодекса.

Для расчета итоговой стоимости достаточно знать общую площадь участка земли. Его кадастровую стоимость и размер выплат за прирезку, устанавливаемый владельцем земли в процентах. Информацию о кадастровой стоимости можно получить в публичной кадастровой палате или в территориальном отделении государственного реестра, а также на его официальном сайте.

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков

Если на соответствующем сервисе не удалось обнаружить требуемые сведения, то в обязательном порядке требуется перейти в раздел со справочной информацией и поискать сведения о кадастре там. Для этого требуется иметь на руках действующий кадастровый номер, кодификацию земельного участка или по крайней мере его адрес. При желании может быть направлена электронная заявка с соответствующей просьбой в Росреестр.

Уполномоченная организация обязуется дать ответ в течение пяти дней с момента получения запроса. Заявитель имеет законные основания для самостоятельного выбора наиболее приемлемого формата получения ответа.

Это может быть, например, письмо, направленное по указанному адресу электронной почты, или бумажное уведомление. В первом случае требуется выплатить государственную пошлину в размере 150 рублей, а во втором – 400 рублей.

Цена рассматриваемых прирезок зачастую оказывается ниже рыночных показателей. Это обуславливается тем, что прочие способы для задействования земельного участка в обороте практически невозможны, хотя по факту участки уже давно используются гражданами.

В случае принятия решения о присоединении земли из муниципальной собственности, гражданину нужно будет выплатить до 15% от действующей в регионе кадастровой стоимости.

Порядок выплат и проблемы ценообразования в полной мере прописываются в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 от 3 декабря 2022 года.

Образец схемы расположения земельного участка

Причины отказа

В качестве ключевых оснований для отказа в оформлении договора о перераспределении земельных участков стоит особенно выделить следующие:

  • несоответствие поданной заявительной документации нормам действующего земельного законодательства;
  • отсутствие согласия сторонних лиц, оформленного в письменном формате, если участок земли обременяется из правами, например, программами ипотечного кредитования и прочим;
  • на прирезаемом участке земли располагается объект недвижимого имущества или объект незавершенного строительства, которые находятся в непосредственной собственности местных органов власти, государства или юридических лиц;
  • если участок относится к тем имущественным объектам, которые были ранее изъяты из постоянного оборота или к ним был ограничен доступ;
  • необходимая для присоединения земля зарезервирована под федеральные нужды;
  • по прирезаемому участку было подготовлено решение о проведении публичных торгов с последующей публикацией результатов и осуществлено согласовании предоставления, когда срок действия предыдущего договора еще не истек;
  • на землю уже было подано другое заявление с просьбой предварительного согласования, но еще не было принято актуальное решение ни о предоставлении, ни об отказе в осуществлении процедуры;
  • общая площадь присоединяемого участка земли превысит показатель в более чем 10% от максимально установленного размера территорий;
  • прирезаемая земля подлежит регистрации в качестве самостоятельного имущественного объекта, принадлежащего конкретному лицу;
  • границы основной территории, к которой планируется присоединение нового участка, необходимо уточнить – это особенно актуально для случаев, когда заинтересованные лица не провели процедуру межевания земли и количество соток остается неизвестно;
  • схема расположения участка земли не соответствует действительности.

Стоит отметить, что при обнаружении незаконных действий регулирующие органы могут подать на гражданина исковое заявление в компетентные судебные инстанции и добиться выплаты административного штрафа. Наиболее неблагоприятной ситуацией для собственника в данном случае является возможное изъятие участка земли на постоянной основе без возможности оспаривания решения.

Аукцион земельных участков оповещается в СМИ за месяц до проведения торгов.

Узнайте далее, какие должны быть документы на земельный участок.

О порядке образования земельного участка читайте в этой публикации.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>

Получатели услуги

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (например, многодетным семьям);
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как получить землю многодетной семье в Московской области>>

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через  личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».  В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка. 

Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Читайте об МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>

 Сроки оказания услуги

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру:  8 (800) 550-50-30.

Андрей Аверкиев: «Наша работа – управлять большим хозяйством Московской области» >>

Иван Пышечкин

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2022 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопроса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2022 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2022 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

***

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: