Условия прекращения права бессрочного пользования земельным участком

Земельный
эксперт

2584

Основания прекращения права постоянного пользования земельным участком

Согласно ст. 45 Земельного кодекса РФ земельные участки могут находиться у граждан на постоянном бессрочном пользовании, а также на праве пожизненного наследуемого владения. Данное понятие в некоторых случаях подменяет термин «частная собственность«.

Прекратиться данные права могут в нескольких случаях:

  • Добровольно, путем предоставления официальной заявки в административный орган.
  • Принудительно, на основании положений земельного кодекса и федеральных актов.

В первом случае, пользователь земельного массива собирает пакет документов, составляет обязательное заявление стандартной формы и обращается в орган местного самоуправления. Права заявителя на участок прекращаются в день регистрации данного документа.

Принудительный порядок подразумевает законное изъятие площади у пользователя, но только если для этого имеются законные основания, подтвержденные официальными документами.

В случае нарушения порядка изъятия и предъявления претензий, гражданин имеет полное право оспорить данное решение в судебном порядке.

Таким образом, можно отметить, что прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком осуществляется лишь двумя способами, в строгом соответствии с законодательными нормами и с соблюдением интересов всех участников.

Принудительное прекращение права постоянного пользования земельным участком

Прекращение права бессрочного пользования на земельный участок может быть осуществлено в принудительном порядке без согласия пользователя. В земельном кодексе указаны следующие ситуации:

  • В случае ненадлежащей эксплуатации земельного надела, а именно иррационального, нецелевого (в соответствии с классификацией земель), а также приведшего к нарушению экологического баланса использования. В этот же пункт входят: порча территории, неисполнение обязательных агрономических процедур, отсутствие землепользования на участке более трех лет.
  • В результате изъятия земельной зоны для нужд муниципалитета и государства.
  • Другие случаи, предусмотренные законом.

Каждый из случаев должен быть подтвержден соответствующими документами.

Порядок прекращения права постоянного пользования земельным участком

Законодательством определены правила, согласно которым производится прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования землей.

Порядок устанавливается следующий:

  1. Административные органы в процессе надзора или на основании жалоб соседей устанавливают факт нарушения норм закона в отношении конкретного участка земли.
  2. Владельцу территории направляется уведомление о необходимости приведения территории в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
  3. Если распорядитель площади не производит никаких действий, то администрация направляет ему постановление о прекращении прав на территорию и устранение имеющихся нарушений в конкретные сроки.
  4. В том случае, когда и данное послание не возымело необходимого действия, представители администрации формируют дело о прекращении прав и направляют его в суд.
  5. Судебное решение выносится на основании имеющихся фактов, подтвержденных документальным путем.
  6. Изъятие осуществляется принудительно на основании судебного решения.

Вся процедура может занять порядка месяца, в зависимости от конкретной ситуации.

Список документов

Поскольку прекращение прав может быть добровольным и принудительным, для осуществления данной процедуры могут потребоваться следующие документы:

  • паспорт землепользователя и его личные данные;
  • техническая документация на участок: кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
  • справки и выписки об отсутствии задолженности по налогам и коммунальным платежам;
  • бумаги, подтверждающие права землепользователя на земельную площадь;
  • заключения экспертов о состоянии участка, его пригодности для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретный период.

Каждый документ должен быть оформлен соответственно требованиям закона, скопирован и заверен.

Последствия прекращения права постоянного пользования землей

В случае добровольного отказа от земли, пользователь лишается права эксплуатации участка по своему усмотрению, а также прекращаются обязательства, взятые им по содержанию территории, а именно – уплата налогов и коммунальных платежей, выполнение агрономических процедур, поддержание экологического баланса и другие, указанные в земельном законодательстве. Никаких обременений, связанных с участком у гражданина не возникает.

Если землевладение было изъято в принудительном порядке, то гражданин теряет все свои права на распоряжение земельным наделом, включая его эксплуатацию с целью извлечения выгоды, предоставления территории в качестве залога, возможности постройки на нем здания или сооружения.

Что касается обязательств, то в том случае, если земля была изъята у человека по причине приведения ее в негодное состояние, он обязан привести ее в начальный вид за собственный счет.

Восстановить свое право может любой землевладелец. Для этого потребуется обратиться в суд и подать исковое заявление на оспаривание решения о прекращении прав пользования землей.

Если гражданин сможет доказать неправомерность прекращения прав путем предоставления официальных документов: справок, экспертиз, выписок и этого будет достаточно для отмены начального решения, то его полномочия в распоряжении земельным наделом будут полностью восстановлены.

Пример по прекращению права постоянного пользования земельным участком

У гражданки Семеновой в постоянном использовании имелся земельный участок, который по общим характеристикам и правовому режиму эксплуатации являлся сельскохозяйственной территорией, предназначенной для посадки злаковых культур.
Не имея возможности и времени полноценно использовать территорию, Семенова обратилась к брату и поручила ему обрабатывать территорию. Сама она уехала в длительную командировку.

По возвращении женщина получила уведомление о том, что на участке, принадлежащем ей, не производятся необходимые агрономические работы, в результате чего площадь приходит в упадок. Также в уведомлении сообщалось, что если в ближайшее время Семенова не устранит проблему, то земельный участок будет у нее изъят.

Женщина обратилась к брату, и выяснилось, что тот вообще никаких работ на площади не делал, и это привело к упадку. В результате Семенова вынуждена была нанять специалистов, занимающихся земледелием, которые привели площадь в нормальное состояние.

Заключение

В завершение следует сделать несколько выводов:

  1. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования выполняется добровольно и принудительно.
  2. В случае добровольного отказа от площади, гражданин обращается в местный орган власти и подает заявку на прекращение своих полномочий.
  3. Если изъятие происходит в принудительном порядке, то для этого должны существовать законные основания, включая неправильную эксплуатацию, отсутствие проведения необходимых агрономических процедур, нарушение норм целевого использования.
  4. Порядок прекращения прав устанавливается в зависимости от ситуации и формы отказа. Для проведения процедуры требуются обязательные документы в виде копий и оригиналов.
  5. В результате прекращения полномочий землепользователя, гражданин теряет все свои права в отношении земельного участка, а обязательства прекращаются автоматически, за исключением случаев, когда от гражданина требуется восстановление земельной площади.
  6. Права на земельный массив могут быть восстановлены в судебном порядке при наличии соответствующих доказательств и заключений экспертов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права постоянного пользования земельным участком

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Юлия, и я имею в своем распоряжении земельный участок. Распоряжаться я ей могу по праву пожизненного наследуемого владения. Изначально площадь предполагалась под разбивку сада, но потом я решила построить на ней дачный домик. Согласовав данный вопрос с администрацией, и, получив необходимое разрешение, я заказала проект и начала застройку.
Неделю назад мне по почте пришло постановление о прекращении моего права на пользование землей в связи с тем, что я нарушила закон и использовала площадь нецелевым образом, хотя назначение земли именно ИЖС. В документе стояла ссылка на ст. 46 ЗК РФ.

Подскажите, законен ли данный акт и что мне следует делать в такой ситуации?

Ответ: Здравствуйте, Юлия. Прежде всего, сразу ответим на ваш вопрос – действие местного муниципалитета абсолютно не законно, потому, что вы не нарушили целевого назначения участка ИЖС построив на нем дом. Более того, поскольку вы официально согласовали свое строительство с этим же органом, то он был заранее извещен о намечающейся стройке и мог вынести решение о ее запрете намного раньше.

Что касается ст. 46 ЗК РФ, то она указывает лишь на то, что изъять территорию принудительно местный орган самоуправления может только при наличии законного основания – нецелевой эксплуатации, чего в вашем случае нет.

Чтобы решить проблемы, вам следует собрать все документы и обратиться в администрацию. Скорей всего в отношении вашего участка была допущена ошибка и в ближайшее время все разъяснится. Если этого не произойдет, то от Вас потребуется обращение в суд.

Список законов

  • Статья 45 ЗК РФ
  • Статья 46 ЗК РФ

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2022 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

См. все связанные документы >>>

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2022 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ <1>.

———————————

<1> См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2022 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2022 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2022 г. по 1 ноября 2022 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком: условия и основания

Казалось бы, что данное бессрочно, право пользования не может иметь каких-либо ограничений. Однако, это не так.

Ограничения могут налагаться в зависимости от ряда причин, так как пользоваться землями можно только в установленном законодательством, режиме.

Государство придерживается принципа, в отношении к землепользованию – что это один из ценнейших ресурсов, предназначенный для бережного ухода с последующей передачей, будущим поколениям.

Из этого происходит ряд условностей, которые подлежат исполнению. В обратном случае, право пользования может быть, прекращено.

Виды

В соответствии со статьёй 53 ЗК РФ, право пользования может быть прекращено в случае:

  • добровольного отказа землепользователя от переданного ему земельного участка;
  • при одностороннем лишении права пользования со стороны муниципального (федерального) органа власти.

Добровольный отказ может быть продиктован изменением ситуации, при которой земельный надел перешёл в собственность по наследству или был отчужден иным путём.

Но новый владелец не пожелал заниматься участком или не смог этого делать по объективным причинам.

Он имеет полное право отказаться от участка, вернув его в пользу муниципального образования, которое, впоследствии распорядится им на основании существующих положений. Но обычно прекращение связано с желанием собственника о приватизации или выкупе земли.

Когда собственник безответственно относится к вверенным ему землям и недобросовестно осуществляет (не осуществляет) уход за ними, муниципальный орган имеет возможность пересмотреть его право пользования участком.

В то же время могут возникнуть совершенно объективные причины, когда участок остаётся заброшенным. Например, престарелые собственники не могут его обрабатывать, или после смерти владельцев никто не вступил в права наследования. Эти вопросы также находятся в ведении муниципалитета.

Основания

Право постоянного (бессрочного) пользования является отголоском советского прошлого, когда подобный вид землевладения являлся единственно возможным.

Сегодня это право не даёт гражданам практически ничего кроме факта пользования, и собственник в достаточной степени ограничен в своих имущественных правах на землю. Собственнику, по большому счёту, приходится делать выбор в пользу отказа или выкупа земельной собственности.

Основанием для прекращения, в данном случае, будет отказ от земельного участка или его выкуп. При этом собственник планирует желаемый для себя результат, но определяет его уполномоченный комитет администрирования.

В случае одностороннего прекращения со стороны администрации, также должна быть инициатива извне, выражающаяся в чьей-либо воле по наведению порядка на землях, не подлежащих уходу.

Заявление в администрацию может быть подано третьими лицами (обычно соседями), по сигналу которых будет рассматриваться вопрос о прекращении права пользования.

Основанием к действию могут стать любые сведения, которые поставят под сомнение необходимость продолжения для хозяев участка, права пользования. Обычно к таковым относятся регламентированные правила пользования, которые не исполняются, в частности:

  • использование участка с нарушением целевого назначения земель;
  • нарушение санитарных норм использования, которые ухудшают плодородие почв;
  • отравление, порча плодородного слоя почвы и не устранение допущенных нарушений;
  • нарушение экологической обстановки;
  • нарушение режима природоохранных зон или зон культурного наследия;
  • иные причины.

Во всех перечисленных случаях, принудительное прекращение права пользования определяется исключительно в судебном порядке.

После полученного сигнала, изложенного подробно в письменной форме, исполнительный комитет администрации региона, направляет уполномоченную комиссию, которая проверяет соответствие полученных сведений с реальным положением вещей. В случае подтверждения прецедента для отнятия земель, дело передаётся администрацией в суд.

Порядок прекращения

Чтобы осуществить прекращение права постоянного (бессрочного) пользования путём административного решения, необходимо обратиться в исполнительный комитет местной администрации с заявлением о прекращении и следующими документами:

  • постановление или решение уполномоченного образования на выделение соответствующего участка;
  • межевой план, кадастровый паспорт участка;
  • государственный акт на право пользования или свидетельство.

Вопрос должен решаться не более 30 дней со дня подачи заявления. В течение этого времени, административный орган должен осуществить ряд действий:

  • регистрацию заявления и прилагаемых документов;
  • изготовление проекта прекращения права пользования, в соответствии с полученными в заявлении сведениями;
  • согласование и подписание проекта уполномоченными лицами административного образования;
  • выдача решения о прекращении права пользования заявителю.

В данном случае причина прекращения права должна быть указана со стороны заявителя, а административный орган рассматривает её правомочность.

В случаях судебных разбирательств, досудебный порядок остаётся тем же, кроме того, что от третьих лиц не требуется предоставления документации по участку, в отношении которого требуется прекращение.

Права и возможности после решения суда

Судебное решение выносится на основании пункта 2 статьи 54 ЗК РФ. Для его осуществления, от административного органа требуется соблюдение этапов прекращения права пользования:

  • административное взыскание и наказание в виде штрафа, постановление о вменении обязательства по восстановлению плодородия почв с указанием сроков;
  • в случае неисполнения, уведомление о возбуждении дела в суде.

Соответственно, гражданин, который заинтересован в сохранении права пользования, за данный ему промежуток времени, сумеет устранить им же допущенные нарушения. Если он этого не сделает, то лишение его права пользования окажется не только правомочным, но и целесообразным.

Более того – после признания судом прекращения права пользования, он будет обязан возместить нанесённый землям ущерб, по постановлению суда. Выписка из постановления суда будет отправлена в Росреестр для снятия изъятого участка с регистрационного учёта и постановки на учёт в качестве объекта муниципальной собственности.

Если же порядок досудебной процедуры был нарушен со стороны административной комиссии, или дело о прекращении было возбуждено на основании ничтожного прецедента, гражданин может отстаивать своё право также, в судебном порядке.

Его право пользования обеспечивают положения Земельного кодекса, в частности:

  • статья 60 восстанавливает нарушенное право пользования после признания решением суда, незаконного отнятия земельного участка;
  • статья 61 отменяет неправомерные взыскания, налагаемые административными решениями.

Опираясь на данные по закону, права защиты граждан, землепользователь может быть застрахован от перегибов со стороны административных комиссий. Документы для искового производства удобнее всего подать в десятидневный срок после принятия решения, судом.

Итоги

Необходимо отметить, что современное законодательство сегодня полностью определяет право постоянного пользования землями исключительно для региональных представительств субъекта РФ.

Гражданам данное право больше представляться не будет.

Вместо этого, они имеют возможность аренды земель у муниципалитета или право выкупа участка, с оформлением его в собственность.

Однако те граждане, которые имели возможность заблаговременно получить право постоянного пользования – продолжают его осуществлять. Естественно, что в свете сложившихся новых тенденций, они несут повышенную ответственность за сохранность земли и уход за ней.

В соответствии со статьёй 20 ЗК РФ граждане, получившие земли в бессрочное пользование, могут пользоваться ими с гарантией на неприкосновенность, кроме обозначенных случаев.

В земельном законодательстве с недавнего времени произошли существенные изменения, касающиеся порядка предоставления участков земли в постоянное (бессрочное) пользование. Была отменена статья 20 ЗК РФ, в результате чего земля не предоставляется гражданам, коммерческим организациям на данных правах.

Кроме того, теперь закон гарантирует россиянам, что автоматически прекращаться данное право на землю не будет.

Содержание статьи:

  1. Кто может получить это право
  2. Права и обязанности собственника
  3. Прекращение прав на землю и принудительное изъятие

Расскажем в этой статье о других изменениях Земельного Кодекса РФ, о том, кто может получить право постоянного пользования земельным участком, какие права остаются у собственника. Обозначим, когда данное право на землю может быть прекращено.

Кто может получить право постоянного бессрочного пользования земельным участком?

В соответствии со статьей 39.9 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только:

  1. Органам государственной власти.
  2. Органам местного самоуправления.
  3. Государственным и муниципальным учреждениям, например, бюджетным, казенным, автономным учреждениям.
  4. Казенным предприятиям.
  5. Центрам исторического наследия президентов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий.

Таким образом, земельные участки гражданам, то есть — физическим лицам, в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Как оформить земельный участок под домом в собственность – этапы и цена вопроса

Решение о предоставлении земельного участка тому или иному органу, учреждению утверждается специальным уполномоченным органом — государственным или муниципальным органом власти (ст. 268 ГК РФ).

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное, бессрочное пользование, может осуществлять владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом или иными правовыми актами, актом о предоставлении участка в пользование.

Кроме того, учреждение или орган может использовать землю в целях, для которых она была предоставлена, включая возведение на участке строений ли недвижимости (ст.269 ГК РФ).

Все постройки на таком земельном участке, созданные этим лицом для себя, будут считаться его собственностью.

Права и обязанности собственника земельного участка с правом бессрочного пользования

Согласно статье 40 ЗК РФ, права собственника земельного участка, предоставленного в постоянное пользование другому лицу, таковы:

  1. Собственник имеет право использовать для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, пруды, карьеры.
  2. Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые здания и другие сооружения в соответствии с целевым назначением земли, а также с разрешением использования его согласно нормам градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил.
  3. Осуществлять оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, если имеется на это разрешение.
  4. Строить пруды и другие не запрещенные законом водные объекты.
  5. Также собственник имеет право на сельхозкультуры, с/х продукция и доходы, полученные от ее реализации.

Все вышеуказанные права возможны, если они не прописаны в документации, и не нарушают оговоренных условий между владельцем участка и гражданином, с которым был заключен договор, подписан акт пользования землей.

Порядок оформления в собственность арендованного земельного участка – с постройками или без

Если данные права исключены, то собственник лишается их. Но он всегда может отменить действие договора, заключенного с учреждением или органом власти, если посчитает необходимым.

Стоит понимать, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком — это не право собственности. Распоряжаться землей будет так же, как и раньше, ее владелец — он сможет продать участок, обменять его, подарить, завещать или сдать в аренду.

Отметим еще один важный нюанс — с недавнего времени был наложен запрет на распоряжение земельными участками, переданными на правах постоянного, бессрочного пользования, для землепользователей (не собственников). Ранее землепользователи имели право с согласия собственника распоряжаться земельным участком путем сдачи его в аренду или передачи в безвозмездное срочное пользование (ст.270 ГК РФ). Теперь земельные участки могут быть предоставлены в аренду только их собственниками (п.2 ст.22 ЗК РФ).

Прекращение права постоянного пользования землей и принудительное изъятие земельного участка – все основания

Многие землепользователи задаются вопросом, может ли быть отменено право постоянного, бессрочного пользования участком, если перестать осуществлять свои обязанности и права.

Да, право постоянного пользования землей могут отменить, но вовсе не из-за прекращения исполнения своих обязанностей и прав, предусмотренных договором или иным нормативно-правовым актом, заключенным между собственником и землепользователем. Об этом говориться в статье 43 ЗК РФ.

Статья 43 ЗК РФ. Осуществление прав на земельный участок

  1. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
  2. 2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.

Отметим, что некоторые обязанности землепользователей могут повлиять на прекращение права постоянного пользования землей.

Чтобы понять, когда могут прекратить право постоянного, бессрочного пользования земельным участком, обратимся к другой статье Земельного Кодекса РФ. В статье 45 перечислены все основания прекращения данных прав, в том числе и в принудительном порядке.

Перечислим их:

  1. Отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством (ч.1 ст.45 ЗК РФ).
  2. Использование участка с нарушением требований законодательства РФ (ч.2 ст.45 ЗК РФ).

 Формула и калькулятор земельного налога – как рассчитать налог на землю для физических и юридических лиц, в зависимости от категории земель?

Подробнее рассмотрим, какие нарушения могут повлиять на прекращение права:

  1. Использование земли по не целевому назначению.
  2. Нанесение вреда окружающей среде из-за использования участка.
  3. Снижение плодородия земли с/х назначения из-за ее использования.
  4. Порча земли.
  5. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
  6. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
  7. Неиспользовании земельного участка, предназначенного для с/х производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Заметьте, что в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Также участок земли могут изъять, если он необходим для государственных или муниципальных нужд.

Стоит внимательней отнестись к земельному законодательству, иначе потом придется столкнутся с трудностями.

Если у вас остались вопросы, обращайтесь к нашим высококвалифицированным юристам на сайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: