Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2022 году

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2022 году

При отсутствии денежных средств на покупку земельного участка человек может рассчитывать на государственную помощь. При этом важно соблюдать определенные на законодательном уровне условия.

Рассчитывать на крупный надел не стоит. Ведь в нормативно-правовых актах отражаются установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Они зависят от различных факторов.

Нормативы определяются жилищным законодательством. Также на региональном уровне предусматриваются локальные акты, которые регулируют данный вопрос.

Законодательное регулирование

Законодательство, в котором отмечаются предельные максимальные размеры земельных участков, необходимо для обеспечения рационального использования площадей. Нормы считаются логичными, так как при отсутствии ограничений деление земли могло происходить бесконечно.

Микроучастки, полученные после раздела, не всегда оказываются пригодными для использования. Также нельзя рационально применять крупные наделы. Поэтому законами определены регламенты применения земель для каждого гражданина.

Собственники часто стремятся поделить участки.

Как показывает судебная практика, такие меры требуются при:

  • наследовании земли;
  • разводе супругов;
  • необходимости выделить землю одному собственнику для продажи;
  • стремлении продать и подарить часть участка.

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков

Но при этом выделить долю, меньшую установленной нормы, будет невозможно. В настоящее время закон, которые регулирует данные правила, претерпел изменения.

В марте 2022 года Градостроительный кодекс РФ потерял пункт четвертый статьи 41. В нем отмечалось, что в ходе деления участки не должны превышать и быть меньше допустимых значений. Однако пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ по-прежнему содержит данную норму с указанием допустимых значений.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Упрощена была статья 33 Земельного кодекса РФ, в которой отмечалось установление норм для крестьян, садоводов, огородников и дачников на основании региональных законов. При этом личное подсобное хозяйство и ИЖС регулировалось актами органов местного самоуправления.

Для того, чтобы определить минимальные и максимальные значения, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, нужно обратиться к градостроительному регламенту. Он прописывается в Правилах использования земли и застройки муниципальных образований. Документ подлежит утверждению органами местного самоуправления.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Регламенты могут содержать ссылки на муниципальные документы. Но если земельные участки не попадают в список тех, что регулируются данными законами, стоит обращаться к Земельному кодексу РФ и другим федеральным документам.

Например, регламент не может быть применим к:

  • землям, на которых располагаются объекты культурного наследия;
  • территориям общего пользования;
  • участкам для постройки линейных объектов;
  • площадям для добычи полезных ископаемых.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

В очередь на земельный участок можно встать, только необходимо собрать пакет документов.

Как происходит изъятие земельного участка за неиспользование — читайте в этой статье.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные органы власти утвердить регламенты, которые будут использоваться для городов и сельских местностей. Документы должны регулировать вопрос застройки земли в рамках поселения.

Регламентом предусматривается определение минимальных и максимальных значений участков. Также документ выделяет территории, где данные нормы не применяются.

Сделать сводный анализ по всем субъектам страны не получится. Поэтому для примера можно рассмотреть состояние регламента в Москве.

Столичные власти подготовили не отдельный документ, а ввели данные нормы в пункт 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы. Они определили, что в городе ни в одной из зон минимальные и максимальные значения не применяются.

В Московской области ситуация сложилась по-иному.

Согласно закону № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», который был издан 17 июня в 2022 году, выделяют следующие показатели:

Для фермерского хозяйства Сорок гектаров.
Для садоводства Пятнадцать сотых гектара.
Для огородничества Одна десятая гектара.
Для дачного строительства Двадцать пять сотых гектара.

Таким образов область разработала собственные нормативы для определения земельных участков.

Для садоводства

В соответствии со статьей 13 ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», максимальная площадь участков устанавливается на региональном уровне. При этом должны быть учтены нормы федеральных законов для граждан отдельных категорий.

Ранее не было разработано федерального закона, который устанавливает нормы гражданам на бесплатные земельные участки. Поэтому ориентироваться нужно было на общие регламенты в рамках субъектов.

Нормы определяются в соответствии со свободными площадями и средней земельной долей. Чаще всего край или область ориентируются на значения от 0.08 до 0.15 га.

Для садоводства отдельным категориям граждан выделяются бесплатные участки земли. В городах они не должны быть менее 0.20 га, а в селах – 0.40 га.

Для ИЖС

Минимальный размер земли для строительства жилого дома определяется на региональном уровне. Также значение устанавливает муниципальный земельный комитет. При этом законы не должны противоречить Конституции РФ и Земельному кодексу РФ.

Под ИЖС в собственность можно получить максимально допустимый участок. В программе участвуют льготные категории граждан, которым земля выделяется на бесплатной основе.

Максимальная норма определяется в соответствии с количеством свободных наделов в собственности МО. Также учитывается экономическое развитие региона, количество человек в семье. В соответствии с этим земля для одинокого инвалида не будет аналогичной той, которая выделяется многодетной семье.

В стране определены средние максимальные значения наделов. Участки под ИЖС равняются площади от 5 до 30 соток. Ограничения используются при выделении земель из собственности государства и муниципального образования.

Скачать образец заполнения заявления на предоставление земельного участка многодетной семье

Скачать бланк заявления на предоставление земельного участка многодетным семьям

Регуляция нормативов происходит в соответствии с правом собственности на землю. Поэтому ориентироваться приходится на федеральные, региональные или муниципальные законы. Если застройка планируется на участке, приобретенном самим гражданином за личные средства, то регламенты не используются.

Допустимая минимальная площадь

Минимальный размер земельного участка, выделенного гражданину из фонда страны, определяется законодательными актами субъектов РФ. Если же дело касается ведения личного подсобного хозяйства, то ориентироваться нужно на документы, изданные органами местного самоуправления.

Нормы определяются градостроительными регламентами. Если они не распространяются на отдельные виды участков, то стоит ориентироваться на Земельный кодекс РФ и федеральные законы.

Размер участка отражается в статье 33 Земельного кодекса РФ. Также приводится разница между уточненной площадью и площадью, указанной в государственном кадастре. Она составляет не более 10%.

Например, по законам Краснодарского края минимальные размеры установлены в пределах 400 квадратных метров при длине от 8 метров для земель для ведения садоводческой деятельности. Если же участок будет использоваться для ИЖС или личного подсобного хозяйства, то минимальный предел определяется в виде 600 квадратных метров и ширине 12 метров.

Возможные проблемы

Предельные размеры, на основании градостроительных регламентов, определяются для всех видов земель.

Они учитываются в случае выделения:

  • участка из состава государственного и муниципального фонда;
  • земли в собственность гражданам;
  • площади для раздела участков;
  • земли для образования новых наделов;
  • долей из невостребованных фондов.

В некоторых случаях граждане могут столкнуться с проблемными моментами. Они связаны с несоответствием участков, неиспользованными нормами. Также выделяют различия в муниципальных образованиях.

Несоответствие

При несоответствии площади создаваемого или изменяемого участка, возможно вынесение отказа в регистрационных органах. Государственные действия с ним могут оказаться невозможными.

Если площадь будет увеличена, то организации будут принимать во внимание фактические значения и превышение размеров, указанных в документах. Важно помнить, что запрещается превышать допустимые значения, а также использовать земли менее предельных показателей.

Если по факту площадь будет превышать 10% от зафиксированной в кадастровых документах, решить проблему можно будет только одним способом. Гражданину потребуется выкупить избыточные гектары у муниципального образования. Просто так присоединить избыточные квадратные метры не получится.

Для понимания ситуации необходимо рассмотреть пример. У члена садового товарищества имеется участок 30 соток по документам. Но фактически он использует 34 сотки земли. Четыре лишние сотки кадастровая палата отказала прирезать.

Данные земли (четыре лишние сотки) превышают указанные в законе 10%. Поэтому присоединение может быть признано самозахватом. Излишки земли должны быть выкуплены.

Когда нормы не используются

Требования, касающиеся предельных размеров, не распространяются на участки, изъятые из государственных и муниципальных нужд для некоторых целей.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Среди таковых земель можно выделить:

  • объекты с системами обеспечения энергией на федеральном и региональном уровнях;
  • земли для движения транспорта, прокладывания путей сообщения, установления связи;
  • объекты линейного характера федерального и регионального уровня;
  • элекро-, газо, водо- и теплопроводы;
  • автомобильные дороги любого вида.

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие участков дает право на дальнейшее изменение их целевого назначения. В остальных случаях предельные размеры определяются на региональном уровне. Среди таких документов выделяют постановления администраций, решения совета депутатов. Также важно ориентироваться на законы субъектов РФ.

Различия в разных муниципалитетах

Различные муниципалитеты устанавливаются собственные предельные размеры участков земли. Минимальный и максимальный предел необходимо выяснять в органах местного самоуправления.

Для сравнения можно взять размеры, установленные в Выборгском и Ломоносовском районах одной и той же Ленинградской области:

  • Первый район определил наделы на индивидуальное размещение дома и ЛПХ в размере от 5/100 до 25/100 гектаров, если речь идет о непосредственно населенном пункте. За его пределами нормы составят 3/100 – 5/10 га.
  • Индивидуальное жилищное строительство может вестись на участке не менее 0.06 га и не более 25/100 – 35/100 га в зависимости от конкретных ситуаций.
  • Земли, используемые для ведения сельского хозяйства, составляют не менее 2/10 гектаров. Максимально допустим их размер 1 га.

Другие значения определены в Ломоносовском районе. ЛПХ можно вести на участках от 5/100 до 25/100 га в населенном пункте и от 3/100 до 5/10 за его пределами. ИЖС осуществляется на площади от 5/100 до 25/100 га.

Несмотря на то, что нормы в районах разные, поход органов власти к определению наделов схож. Различия в предельных площадях обусловлены наличием свободных и занятых земель, численности и плотности проживания населения, перспективности земель.

Для определения нормативов важно обращать внимание не только на федеральные законодательные акты, но и региональные документы. Ведь последние часто являются приоритетными для установления предела.

предельные мах и мin размеры участков.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 2022 г. N 22781-ИМ/Д23
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ MЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ

В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.
1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2022 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков)
. В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2022 г
. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2022 года.
2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании
. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана)
. В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2022 г
. N 375, далее — картографическая основа государственного кадастра недвижимости).
Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.
Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

И.Е.МАНЫЛОВ

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

19 Ноября 2022

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Что такое предельные размеры земельных участков?

 Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) — нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).

Они применяются

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
  • при разделе участков
  • при выделе наделов из общедолевой собственности

Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:

  • минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
  • зданий
  • строений
  • сооружений
  • предельным количеством этажей
  • предельной высотой объектов
  • максимальным процентом застройки в границах ЗУ:
  • отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ
  • Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:

    • земельным и градостроительным законодательством
    • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)

    В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.

    Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.

    Участки у озера. Суперцена в ноябреУчастки в Приозерском районе от 990 т.р. Коммуникации. Рядом озеро и лес. Рассрочка!Узнать большепобережье78.рфЯндекс.Директ

    Размеры минимальных и максимальных площадей участков 

    Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

    • вводятся градостроительные регламенты
    • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
    • минимальные и максимальные площади ЗУ

    Предельные размеры ЗУ — обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

    • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
    • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
    • для ИЖС
    • для огородничества
    • для садоводства
    • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
    • для животноводства
    • для иных целей
  • при решении вопросов:
    • о возможности раздела участков
    • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
  • при образовании нового неделимого ЗУ из земель с/х назначения:
    • при разделе и объединении ЗУ
    • при перераспределении ЗУ
  • при выделе участка ЛПХ или КФХ из земель с/х назначения, находящегося в общей собственности, если основной деятельностью является:
    • садоводство
    • овощеводство
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность
  • при выделе:
    • невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
      ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
  • при образовании ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель
  • Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

    Если площадь участка не соответствует предельным нормам

     Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам — основание для отказа в государственной регистрации участка.

    При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

    1. на фактическую площадь ЗУ
    2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

    При этом фактическая площадь не должна быть:

    • выше предельного максимального размера ЗУ
    • меньше минимального размера

    В случаях когда происходит превышение:

    1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
    2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

    единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

    Просто «прирезать» избыток не получится.

    Заказать межевой план со скидкой!Оформление межевого плана без посредников. Выезд на объект бесплатно!Узнать больше kadastrovy-inzhener.ru

    2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…

    К участкам:

    • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
    • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

    требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

    Они необходимы для размещения:

    • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
    • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
    • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
    • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
    • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

    Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

    • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
    • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
    • документов территориального планирования
    • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

    3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

     Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

    Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

    1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь)
    2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

    В Приморском городском поселении:

    • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер:
    1. 0.05 га — в границах населённого пункта
    2. 0.03 га — за чертой населённого пункта
  • максимальный размер:
    1. 0.25 га — в границах населённого пункта
    2. 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер — 0.06 га
    • максимальный размер:
    1. 0.25 га
    2. 0.35 га — для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер — 0.2 га
    • максимальный размер — 1 га

    В Копорском сельском поселении:

    • для ведения ЛПХ:
    • минимальный размер:
    1. 0.05 га — в границах населённого пункта
    2. 0.03 га — за чертой населённого пункта
  • максимальный размер:
    1. 0.25 га — в границах населённого пункта
    2. 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер — 0.05 га
    • максимальный размер — 0.25 га

    Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселениях зависят:

    • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
    • от численности и плотности населения
    • от направлений и перспектив использования земель
    • от востребованности участков того или иного назначения
    • от многих других факторов

    Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

     Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

    • Земельный кодекс РФ
    • Градостроительный кодекс РФ
    • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
    • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
    • Законы субъектов РФ

    Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

     Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53) 

    В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:

    • градостроительные регламенты
    • временные регламенты застройки земельных участков

    не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

    1. для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома — 300 м2
    2. для ведения садоводства — 200 м2
    3. для ведения огородничества — 200 м2
    4. для размещения индивидуальных гаражей — 18 м2
    5. для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества — 5 м2

    Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области

     В условиях, действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно — через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации

    В муниципальных образованиях Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:

    • Законом ЛО № 83-оз
    1. участки для садоводства
    • минимальный размер — 0.05 га
    • максимальный размер — 0.12 га
  • участки для ведения огородничества:
    • минимальный размер — 0.01 га
    • максимальный размер — 0.10 га
  • участки для ведения животноводства:
    • минимальный размер — 0.01 га
    • максимальный размер — 5.0 га
    • Законом ЛО № 145 оз
    1. участки для ведения ЛПХ:
    • максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан — 0.99 га
  • участки для ИЖС в границах сельских поселений ЛО
    • минимальный размер — 0.10 га
    • максимальный размер — 0.25 га
  • в границах городских округов и городских поселений ЛО
    • минимальный размер — 0,06 га
    • максимальный размер — 0.25 га
    • Законом ЛО № 118 -оз
    1. участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
    • предельный максимальный размер — 50 га
    • предельный минимальный размер — 1 га

    Примечание:

    минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ  № 74-ФЗ):

    • садоводство
    • овощеводство 
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции

    Минимальные и максимальные размеры наделов в РФ

    Время чтения: 4 минут

    Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.

    Что такое предельный размер участка

    Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

    Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

    • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
    • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
    • процент застройки относительно остальной площади участка;
    • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

    Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения , правила землепользования и другие нормативные акты.

    После вступления в 2022 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

    Разберем особенности предоставления земельных участков.

    Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

    Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

    • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
    • предоставлении угодий в аренду;
    • принятии решения о разделении территории;
    • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
    • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
    • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
    • выделе невостребованной территории;
    • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

    Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.

    Узнайте, что собой представляют правила застройки и землепользования.

    Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов

    Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.

    Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.

    Ограничение площади наделов под ИЖС

    Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:

    • ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
    • посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
    • изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
    • обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.

    Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:

    1. Уровня спроса на землю в данной местности.
    2. Плотности населения.
    3. Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
    4. Уровня экономического развития региона.

    Ограничения для угодий под ЛПХ

    При получении земли для ЛПХ учитывают следующие условия:

    • индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 2022 м2;
    • на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
    • удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
    • расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.

    Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли ЛПХ и ИЖС: в чем разница”.

    Допустимая площадь садоводческих участков

    В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:

    • в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
    • в Ленинградской – 5;
    • в Свердловской – 11 соток.

    На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.

    Узнайте, что собой представляет земля населенных пунктов для садоводства.

    Ограничения площади земельных участков в Московской области

    Согласно актуальным требованиям, действуют следующие предельные размеры земельных участков в Московской области в 2022 году:

    • для садоводства – от 0,06 до 0,15 га;
    • для огородничества – от 0,04 до 0,10 га;
    • для дачного хозяйства – о т 0,06 до 0,25 га.

    Точные цифры можно найти в законодательных актах конкретно взятого региона.

    Ограничения площади наделов в Ленинградской области

    В ЛО установлены такие максимальные размеры земельных угодий:

    • для садоводства – 0,12 га;
    • для дачного строительства – 0,20 га;
    • для огородничества – 0,10 га;
    • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га.

    Минимальный размер земельного участка в Ленинградской области составляет:

    • для садоводства – 0,05 га;
    • для дачного строительства – 0,05 га;
    • для огородничества – 0,01 га;
    • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 га.

    Ограничения для жилого строительства также зависят от того, будет оно вестись в сельской или городской местности.

    Отклонение от установленных норм

    Следует помнить о том, какие последствия влечет за собой превышение максимальных размеров земельного участка. На практике такое несоответствие нормам становится основанием для отказа в государственной регистрации объекта.

    Единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выкуп дополнительной площади у муниципалитета.

    Наделы, на которые не распространяются предельные нормы

    Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:

    • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
    • объекты транспорта, путей сообщения и связи;
    • линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
    • объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
    • автомобильные дороги.

    Выводы

    Земельный максимум – это установленное законодательством ограничение площади участка, выдаваемого для определенных нужд. В зависимости от целевого назначения, а также региона, в котором расположен надел, этот показатель меняется. В законе предусмотрены не только максимальные, но и минимальные размеры надела.

    Поскольку из каждого правила есть исключения, в законодательстве перечислен ряд объектов, на которые эти ограничения не распространяются.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: